Воздух для полётов могут сделать платным
Инициатива Минэкономразвития по внесению поправок в авиационное и экологическое законодательство предусматривает участие страны в системе CORSIA для снижения парникового воздействия авиации. Одновременно специалисты предупреждают о рисках повышения затрат и роста экологической нагрузки.

В соответствии с документом, российские авиаперевозчики, выбрасывающие свыше 10 тысяч тонн СО₂-эквивалента ежегодно, будут обязаны предоставлять соответствующие отчеты. Начиная с 2031 года, им потребуется компенсировать свои выбросы за счет приобретения углеродных единиц. Как подчеркнул заместитель министра экономического развития Максим Колесников, интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство откроет доступ к стабильному спросу на российские углеродные единицы и потенциально поддержит их цену в диапазоне 70-90 долларов США.
При этом в сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует оценка возможных затрат для авиакомпаний. По данным российского филиала международной компании Earthood, расходы отечественных перевозчиков на компенсацию выбросов за период с 2027 по 2035 год могут составить от 61 до 258 миллиардов рублей. Нарушение правил CORSIA, вступающих в силу для всех стран-членов ИКАО с 2027 года, повлечет за собой штрафные санкции, однако их точный размер и механизм применения пока остаются не определенными.
Наиболее остро обсуждаемым аспектом законопроекта стал предлагаемый механизм внедрения. В текущей редакции предусматривается введение «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов». Перечень таких мер и перечень регулируемых организаций будут определяться отраслевыми органами власти. Это создает прецедент для расширения числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, поскольку в настоящее время подобные требования распространяются только на организации с годовой эмиссией более 50 тысяч тонн СО₂-экв., независимо от отрасли.
Ни текст законопроекта, ни пояснительные документы не уточняют, какие именно меры могут быть отнесены к «отраслевым». В мировой практике чаще всего применяются квотирование выбросов или введение углеродного налога. В настоящее время система квотирования действует в рамках пилотного проекта на Сахалине, сроки подведения итогов которого запланированы на 2028 год. За время реализации этого эксперимента неоднократно высказывались разные оценки эффективности применяемых инструментов, а также существуют сомнения в их практической полезности.
По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация», не следует переоценивать значение отраслевых инициатив. CORSIA выступает скорее внешним драйвером, который может стимулировать развитие российского углеродного рынка и поощрять компании реализовывать климатические проекты с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты развития этой инициативы пока остаются размытыми и будут развиваться со временем. Если рассматривать участие России в CORSIA как триггер для полной трансформации системы регулирования выбросов на национальном уровне, это может привести к преждевременным и неопределенным решениям.
Ранее специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН отмечали, что масштабирование «сахалинской модели» на всю страну является неэффективным. Такой подход не позволит добиться ключевых целей климатической политики: увеличения поступлений в бюджет, защиты от транграничных углеродных налогов ЕС и успешной интеграции в мировой углеродный рынок в рамках статьи 6 Парижского соглашения.
Что касается возможного введения углеродного налога, по оценкам ИНП РАН, его внедрение в России может привести к существенному росту цен на основные товары: электроэнергию — до +25%, тепловую энергию — до +80%, минеральные ресурсы — до +35%, и удобрения — до +50%. Такой рост может усилить инфляцию и негативно сказаться на развитии целых отраслей экономики.
Лукин также подчеркивает, что меры регулирования должны быть сосредоточены на стратегически важных технологиях и решениях, приоритеты которых еще не определены. Введение дополнительных мер по углеродному регулированию на данном этапе может оказаться преждевременным и даже дать обратный эффект. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным нагрузкам, что может привести к задержкам в инвестиционных и модернизационных программах, а в итоге — к росту объемов выбросов из-за нереализованного модернизационного потенциала.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял, что власти намерены придерживаться «мягкой модели» регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольных климатических инициативах. Однако текущий законопроект, предоставляющий ведомствам широкие полномочия для введения отраслевых мер, может свидетельствовать о резком изменении этой политики. Остается вопрос о причинах таких изменений и о наличии у правительства полноценной оценки рисков.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/
