С видом на Безенгийскую стену
- В молодости сколько лет мы над селом Безенги сено косили, и никто не видел этого выступа! – удивляется жительница Нальчика Рахимат Чеккаева. – И кто додумался назвать его языком тролля?
Всё большую популярность обретает у туристов небольшой скальный выступ на горном склоне в одном из живописнейших мест Черекского ущелья.
В Безенги кончается асфальт. Четыре километра по грунтовой дороге кто-то преодолевает на автомобиле, но самое большое впечатление, конечно, от пешего подъёма. Через каждые десять шагов открывается новый вид на окрестные вершины, скальные образования в виде пирамид, замков, крепостей… Высота, объём и глубина открывающегося пространства такие, что дух захватывает!
Вокруг десятки практических разрушенных строений – бывшее село Хулам. Здесь жили семьи балкарцев до депортации. «Это был двор моего деда… А этот – моего», – поясняют сопровождающие журналистов местные жители.
Сейчас здесь только кошары: чабаны ходили проторенной дорогой в тиши горных склонов, с которых открывается вид на Безенгийскую стену - гряду из пяти гор-пятитысячников. Когда несколько лет назад кто-то заметил нависающий над пропастью неширокий каменный выступ, и это место стало объектом особого интереса туристов. А для местных жителей всё вокруг привычно с детства – здесь трудились их предки и работают они сами в условиях увеличения потока туристов.
Марина Анаева в своём небольшом кафе предлагает туристам балкарские хычины.
- В селе у нас подсобное хозяйство, есть фруктовые деревья, овощи выращиваем, скот держим, небольшой семейный магазинчик работает. Мы решили и новое дело попробовать, – рассказывает Марина Чачуевна. – Пока обустроили одно помещение, где готовим, и пару столов с навесами. Но туристы и зимой едут, поэтому хотим до осени закончить отделку каркасного павильончика, чтобы гости могли обедать в тепле. Продукты используем в основном свои – картошку, сыр, мясо. Работаем почти полтора года, рядом есть и конкуренты, но, надеемся, всем работы хватит.
Глава дружной семьи Шамиль Абдулахович готовит шашлыки, сын четы Анаевых Алим и сноха Марина по очереди со старшими трудятся в магазине и кафе.
Журналистов на горную площадку на «УАЗе» довёз местный житель Альберт Рахаев.
- В основном теперь сено с равнины завозят, а этот хозяин один из немногих, кто продолжает заготавливать сено в горах, – говорит медицинский работник Жабраил Боттаев, который уже много лет живёт в Нальчике.
Альберт Юсупович – спокойный, степенный, рассудительный горец, воспитанный в традициях предков. Заботливый муж и отец старательно трудится на благо семьи, сочетая привычную сельскую работу и современные виды деятельности. А траву на горных лугах косит и вручную, и при помощи техники. Потом сено нужно собрать, спустить, заскирдовать - работы у сельских тружеников всегда много.
Разговор с местными жителями прервал шум каравана квадроциклов. Пока руководитель группы Андрей забирал заказанные заранее продукты, москвичка Алёна Сидельникова рассказала, что путешественники – жители разных городов. Кто-то взял транспорт в аренду, кто-то привёз свой. В течение четырёх дней горный маршрут пролегает по территории Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, а пятый день посвящается экскурсии по Нальчику. И, конечно, невозможно миновать теперь ставший довольно знаменитым язык тролля.