Пытаясь сэкономить на дорогой электроэнергии, Финляндия, назло русским, переходит на ночной режим
Финны зарываются в землю — лишь бы свет и тепло не покупать у России
Кто-то доходит «до ручки». А финны — до бочки. Именно так. Терпят немалые убытки из-за антироссийских санкций, ими же введенных за кампанию с США и ЕС, однако продолжают загонять собственную экономику в угол. Как те мыши, которые плакали и кололись, но продолжали грызть кактус.
Закрыли погранпереходы с РФ, чем резко ограничили возможности своего туризма, составлявшие значительную долю госбюджета. Вступили в НАТО и теперь оплачивают содержание бывших частных территорий, в том числе, сельскохозяйственных, переданных под базы альянса, и многое другое. А тут ещё неустанная финансовая и не только помощь «дорогому другу» Зеленскому с его прожорливой шайкой.
Как следствие — самим приходится экономить на бюджетных расходах. Прекратили социальные выплаты тем своим пенсионерам, кто живет за пределами страны — это порядка 24 тыс. человек. Проживающим на родине получателям социальных пособий решено с нынешнего года сократить выплаты вдвое.
Перечень предпринимаемых финской властью мер экономии касается и промышленности, строительства, услуг, торговли, сельского и лесного хозяйства, энергоснабжения.
С последним, похоже, совсем худо, коль в Хельсинки дошли уже до того, что начали строить подземные резервуары для хранения в них горячей воды, с последующим её использованием для отопления. Электричество в стране стало слишком дорогим. Цены самые высокие за всю историю Суоми.
Резервуары строят двух типов — наземные и подземные. Первые что-то вроде водонапорных башен. Воду в них нагревают, когда тариф на электроэнергию в стране ниже, то есть, по ночам. А подают её в сеть централизованного отопления в дневное, дорогостоящее время. Какая никакая, а экономия. «Первая ласточка» вот-вот появится в Лааппеенранте: стальной резервуар высотой около 40 м, объемом от 10 тысяч кубов, стоимостью без малого €5 млн.
— Об этих нагревательных «бочках» сейчас все только и говорят. Настоящий бум — строительный и коммунальный, — рассказала «СП» русская финнка Дарина С., переехавшая пару лет назад с мужем из Хельсинки подальше от центра, где жизнь немного дешевле. — Работает «бочка» по тому же принципу, что и обычный термос. Уже несколько компаний принимают заказы на их установку. Для начала — в небольших городах.
«СП»: Реальная альтернатива эти резервуары привычным энергоресурсам?
— Пока непонятно. Вообще-то финны предпочитают дрова. Чтобы ими отапливался дом, топилась печь для бани. Это их национальная традиция. Её в принципе никакая альтернатива не может им заменить. Другое дело, что политическая ситуация вынуждает…
С другой стороны… Оказавшись в непростом положении после отказа от российского газа и электричества, оперативно нашли из него выход. Хотя бы на время.
И, что немаловажно, по нынешним ценам сравнительно недорогой. Насколько он эффективен? Всем ли подходит? Скажем, нам, в России, с её климатически очень несхожими регионами? В сибирской глубинке, например?
— У нас в стране такие «энергетические бочки» используются давно и повсеместно. Дачниками, например. Привычные многим бойлеры, — ответил на звонок «СП» Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
— Финны делают, по сути, тоже самое, только масштабнее, чтобы тепла хватало на небольшой, 100−200 тысяч жителей, город. Это сложнее. Ещё и потому, что обогреть многоквартирные дома сложнее дачного.
Принцип работы достаточно простой: брать электроэнергию с помощью ветряков и солнечных батарей. А если ветра не будет, что не редкость? Замучаются ловить его! И солнца в Финляндии вообще не частый гость. Чаще тучи его закрывают. Можно ещё по ночам, в более дешевый тариф, перекачивать в резервуар, чтобы днем, в «дорогое» время, поставлять потребителям… В общем, та ещё история.
Они пытались, помнится, водород примерно так же делать. Тоже ночью, или с ветряком, или солнечными панелями выработать больше, чем надо, и вот это лишнее, если оно не востребовано, отправлять на производство водорода. А потом по необходимости обратно — в энергию.
«СП»: Только пытались? Или сумели сделать?
— Ничего пока они с водородом не сделали. Не получилось. Ни в одной стране ЕС это не реализовано. Во-первых, это жутко дорого. Во-вторых, хлопотно, мешает прерывистость заменяемой энергии: ветер не всегда дует, солнце не всегда светит. Просто лучше этого ничего не придумали.
«СП»: А у нас делают?
— И не пытались. Зачем? Таких проблем, как в Европе у нас нет. Они ведь не от хорошей жизни взялись за резервуары. У финнов, в частности, стремительно истощаются собственные месторождения углеводородов. Выбор небольшой: либо развивать возвратную энергетику, либо зависеть от импорта. Но боятся зависимости от РФ, Ближнего Востока.
«СП»: Россия могла бы, получая электроэнергию, хранить ее? Как говорится, «на всякий случай». Для отдаленных мест, например, где нет газопровода и сложно доставлять уголь, мазут…
— И такой необходимости у нашего государства нет. Где нет газопровода и с доставками сложности, есть, как правило, возможность лесозаготовок. А, скажем, на Камчатке, энергия геотермальная. Ещё в советское время там появилась профильная станция. Уже в наше время её реконструировали.
Не нам, а финнам надо думать, как приспособиться к новым геополитическим обстоятельствам. Они, а не мы, отказались от совместного строительства атомной станции. От нашего газа и электричества. Построили терминал для сжиженного газа. Экономически не обосновано. Пытаются сейчас, подсчитывая издержки, как-то сводить концы с концами. Как говорится, флаг в руки.