Главные новости Новороссийска
Новороссийск
Январь
2025
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Погрузка угля: итоги 2024 года

0

При этом 28,1% всей погрузки по сети РЖД приходится на каменный уголь (см. рис. 1).

Наибольшее снижение погрузки в абсолютных тоннах к уровню предыдущего года наблюдается по группе грузов «каменный уголь» – за 12 месяцев 2024 года это снижение к аналогичному периоду 2023-го составило 18,9 млн тонн. То есть 37% всего снижения общей погрузки грузов приходится на каменный уголь.

Долгосрочная динамика погрузки каменного угля по сети РЖД за 2000–2024 гг. приведена на рис. 2. В таблице 1 приведены данные о сравнительной динамике погрузки угля по России (во внутригосударственном сообщении) и на экспорт. 


Из таблицы видно, что снижение погрузки каменного угля в значительной степени связано со снижением его экспорта. Как известно, в последнее десятилетие больше половины всего погруженного в России угля отправляется на экспорт (см. рис. 3 и 4). Из таблицы 1 видно, что эта доля снизилась по итогам 2024-го к 2023 году (на 2,3 п. п.), но тем не менее по-прежнему превышает половину погрузки, составляя 53,6%.

Можно выделить 3 важнейшие причины снижения погрузки угля на экспорт в 2024 году.

Во-первых, снижение мировых цен на уголь. В среднем мировые цены в 2024 году  в крупнейшем угольном хабе Азиатско-Тихоокеанского региона – Ньюкасле были примерно на 20% ниже, чем в 2023-м. Причем, по оценке большинства угольных экспертов, это снижение знаменует собой возвращение к долгосрочным средним значениям после аномально высоких значений 2022 года (точнее, периода со второй половины 2021-го по первую половину 2023 года). Возвращение к долгосрочной нормальности, как любят говорить экономисты.

Во-вторых, невозможность существенного увеличения перевозок через Восточный полигон вследствие ограниченности пропускных и провозных способностей железнодорожной инфраструктуры. Так, по оценкам экспертов, экспорт угля через Восточное направление вырос на 3,8% (рост на 4 млн тонн), при этом экспорт через Северо-Запад снизился на 14% (снижение более, чем на 7 млн тонн), а через Юг (порты Азово-Черноморского бассейна) снизился почти двукратно (или на 15 млн тонн).  Напомню, что после того, как в апреле 2022 года  ЕС принял решение об эмбарго на поставки угля из России и вступлении через 4 месяца в силу этого решения, география российского угольного экспорта изменилась, что в прессе прозвали «поворотом на Восток» – если  в 2019 году на долю Китая и Индии приходилось в сумме 23% экспорта угля из России, то уже в 2023-м примерно 66%, тогда как доля стран ЕС сократилась с 32% практически до нуля. Причем здесь проблема инфраструктуры была усугублена дефицитом локомотивной тяги (см. подробнее об этом в этом посте, а также см. графики здесь) и локомотивных бригад. Динамика экспорта по направлениям позволяет сделать один любопытный вывод. Если бы ограничения, сложившиеся применительно к экспорту через Юг и Северо-Запад (связанные с санкционными мерами) отсутствовали, то даже с учетом загруженности Восточного полигона вполне можно было экспортировать дополнительно еще 22 млн тонн, и вместо снижения экспорта на 18 млн был бы рост экспорта на 4 млн (снижение на 22 млн экспорта через Северо-Западное и Южное направления, если бы его можно было восстановить, компенсировал бы минус в 18 млн, и был бы рост на 4 млн тонн к предыдущему году).

Третьим фактором, сыгравшим важную роль в снижении погрузки, хотя и не глобально, а лишь для Южного направления в январе – мае этого года стала история с ценами на перевозку угля через терминал ОТЭКО в порту Тамань. В начале 2024 года ставки за перевалку в Тамани составили $38 за тонну (что в 2,7 раза выше, чем, например, в порту Новороссийск, и это привело к массовому отказу грузовладельцев от погрузки в адрес порта. Затем, в апреле 2024 года руководство терминала в Тамани снизило ставку за перевалку угля до $18 за тонну, что хотя и выше, чем, например, в порту Новороссийск, но все же примерно двукратно ниже, чем в Тамани в январе – марте 2024-го. Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что сами портовики объясняли такой рост ставок на перевалку следующими причинами: ОАО «РЖД» не согласовало (отклонило) настолько большой объем заявок в этом направлении, что окупаемость терминала, рассчитанная на определенный объем груза, оказалась под вопросом. А выполнить план можно было двумя способами: либо большим объемом с низкими ставками на перевалку, либо меньшим объемом , но с высокими ставками на перевалку. Поскольку РЖД сильно ограничили объем в направлении терминала, портовики, по их словам, были вынуждены пойти на такие крайние меры по спасению своей рентабельности. К концу первого полугодия погрузка на южном направлении начала восстанавливаться и в июне почти достигла уровня июня прошлого года, но тем не менее накопленное отставание было таким огромным, что оно внесло существенную лепту в общее снижение.

Помимо этих трех важнейших причин необходимо отметить еще один важный аспект, вытекающий из второй (поворот на Восток) причины и усугубляющий ситуацию. Общее среднее расстояние поставок угля (включающее помимо средней дальности перевозки по железной дороге еще и расстояние перевозки по морю), выросло примерно на 25%, причем основной прирост пришелся на расстояние перевозки по морю (и, соответственно, на морской фрахт), в том числе из-за необходимости использовать порты юга и северо-запада России для поставок угля в Восточную и Южную Азию. А из-за удлинения общего расстояния перевозки величина погрузки стала более чувствительной к снижению экспортных цен (это наблюдение сделал известный угольный эксперт К. Родионов в своем телеграм-канале). Кроме того, на экономику угольного экспорта повлияло еще и решение китайских регуляторов установить с 2024 года пошлины на импорт энергетического (6%) и коксующегося (3%) угля.

На 2025 год правительство приняло ряд решений, которые, по замыслу регуляторов, должны несколько смягчить ситуацию в угольной отрасли, в частности, теперь отменены экспортные пошлины. Правительство отменило пошлины на экспорт и энергетического и коксующегося углей (точнее говоря, на коксующийся отменило еще с 1 декабря 2024 года, а на экспорт энергетического угля и антрацита – их действие ранее было приостановлено, а теперь, с 1 января 2025-го эти пошлины отменены полностью).

Вместе с тем система квот на вывоз угля подвергнется корректировке. Квоты на экспорт угля сохранятся только для Кузбасса (54,1 млн т). Квоты же для остальных угольных регионов – Якутии, Бурятии, Хакасии, Иркутской области и Тывы, судя по всему, будут полностью отменены.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Краснодарском крае

Новости спорта


Новости тенниса
Новак Джокович

Теннисист Джокович взял медицинский таймаут в матче с Алькарасом на AO






Бутылку «Пепси» из Новороссийска продают за полмиллиона рублей

Высокий суд Англии и Уэльса отклонил иск Магомедова к "Транснефти" на $5 млрд

Экологическое «мазутное» бедствие из Черного моря распространилось на Азовское

Судовладельцев после ЧП на Черном море хотят привлечь за нарушение регламентов