Умов палаты: в рейтинге лучших школ России сменился лидер
Ежегодный рейтинг лучших российских школ опубликовало рейтинговое агентство RAEX (имеется в распоряжении «Известий»). Он составлен по конкурентоспособности и по общему количеству выпускников, поступивших в престижные учебные заведения. В этом году в списке лучших сменился лидер — впервые за долгое время СУНЦ МГУ упустил первое место, на которое забрался Физтех им. П.Л. Капицы из Долгопрудного. Чуть больше стало и региональных школ. Однако в целом рейтинг по-прежнему состоит практически полностью из элитных учебных заведений. О чем говорит нынешняя версия и что происходит с разрывом в среднем образовании, разбирались «Известия».
Как составляют рейтинги
Рейтинги школ агентство традиционно основывает на информации о приемных кампаниях, предоставленной вузами из топ-50 соответствующего рейтинга этого же агентства. В этот раз обработана информация более чем о 240 тыс. выпускников школ 2022 и 2023 годов.
В чем разница двух индексов? Список по конкурентоспособности показывает, в каких школах наибольшая доля успешно поступающих в лучшие вузы. Здесь учитывается общее количество выпускников и число тех из них, кто зачислен в вузы; форма обучения и способ поступления (олимпиадник, на общих основаниях, на платной основе и т.д.); комплексный коэффициент вуза. Последний показатель рассчитывался исходя из среднего балла ЕГЭ студентов, принятых на обучение, и места вуза в рейтингах RAEX.
Среди учеников больший вес для школы имело количество олимпиадников, затем — тех, кто поступил в вуз по общему конкурсу, и меньше всего — за поступивших на платной основе или в рамках целевого приема. Если выпускников в школе меньше 30 за последние два года суммарно, то в рейтинг она попасть не могла.
Список лучших школ по количеству поступивших опирается на те же данные, что и рейтинг по конкурентоспособности, но рассчитывается в абсолютном выражении.
Какая школа лучшая в 2024 году
В общероссийском рейтинге RAEX по конкурентоспособности выпускников впервые за всё время его существования произошла смена лидера: Физтех-лицей им. П.Л. Капицы, который находится в Долгопрудном, обошел СУНЦ МГУ. Авторы исследования отмечают, что физтеху помогла возросшая доля олимпиадников, которые поступили в престижные вузы без вступительных испытаний.
Десятка лучших школ в рейтинге по конкурентоспособности сложилась таким образом:
1. Физтех-лицей им. П.Л. Капицы (Московская область, Долгопрудный)
2. СУНЦ МГУ (Москва)
3. Лицей «Вторая школа» (Москва)
4. Физико-математический лицей № 31 (Челябинск)
5. Физико-математическая школа (Тюмень)
6. Школа № 179 (Москва)
7. Президентский физико-математический лицей № 239 (Санкт-Петербург)
8. Лицей КЭО (Ростов-на-Дону)
9. СУНЦ НГУ (Новосибирск)
10. Лицей «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алферова (Санкт-Петербург).
Интересно, что в десятке оказалось всего три московских школы (плюс лидер из Долгопрудного — в физтехе им. П.Л. Капицы традиционно много москвичей). По данным RAEX, процент московских школ в рейтинге продолжает снижаться: за пять лет доля столичных учреждений уменьшилась в полтора раза — с 45% в 2019 году до 29% в 2024-м. Однако Москва всё равно остается безусловным лидером по представленности в рейтинге: из 300 школ сразу 87 расположены в столице. Чуть более 10% в рейтинге — у Московской области и Санкт-Петербурга. 26 школ представляют Свердловскую область.
В рейтинге по общему количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, первую строчку занял Лицей НИУ ВШЭ, а Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства сдвинула со второго на третье место Бауманскую инженерную школу № 1580.
Список лучших по общему количеству поступивших в ведущие вузы выпускников выглядит так:
1. Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
2. Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства (Москва)
3. Бауманская инженерная школа № 1580 (Москва)
4. СУНЦ НГУ (Новосибирск)
5. Предуниверситарий МИФИ (Москва)
6. Школа № 1502 «Энергия» (Москва)
7. Школа № 1535 (Москва)
8. СУНЦ УрФУ ( Екатеринбург)
9. Президентский физико-математический лицей № 239 (Санкт-Петербург)
10. Физтех-лицей им. П.Л. Капицы (Долгопрудный, Московская область).
Сильные абитуриенты на поток
Рейтинг школ по конкурентоспособности особенно показателен в том смысле, что наверху списка почти нет «обычных» общеобразовательных учреждений — всех лидеров относят скорее к элитным учебным заведениям. Даже если речь идет о региональных школах, то и там это либо учреждения с особым статусом (Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске), либо специализированные (физико-математические и т.д.).
Руководитель направления рейтингов школ агентства RAEX Дмитрий Ходырев соглашается с тем, что большинство мест в федеральных рейтингах по конкурентоспособности занимают «особые учебные заведения»: школы при вузах, региональные центры подготовки одаренных детей, частные школы и другие.
— Для таких учреждений характерен высокий порог вхождения — в школах для одаренных детей он выражен в непростых вступительных испытаниях, в частных школах — в высокой стоимости обучения (иногда гораздо выше, чем в самых престижных отечественных вузах), — сказал он «Известиям». — Уровень подготовки выпускников таких школ чаще всего гарантирует поступление в престижный вуз, конечно, с поправкой на личные способности того или иного выпускника.
В то же время исследователи ежегодно фиксируют поступление в лучшие вузы России десятков тысяч абитуриентов, окончивших рядовые учебные заведения. Другое дело, говорит Дмитрий Ходырев, что таким школам сложно поставить подготовку сильных абитуриентов на поток.
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин отмечает, что особенность рейтинга, составляемого RAEX, в том, что основным критерием является поступление выпускников в определенные вузы, которые считаются ведущими. Этим обусловлено и лидерство Москвы в рейтинге, и высокое место лицея из Томска, где на 5 тыс. выпускников сразу два национальных исследовательских университета. В полной мере отражать уровень подготовленности выпускников рейтинг не может, полагает эксперт.
Велик ли разрыв в школьном образовании
Член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий, хотя и не соглашается с самим термином «элитная школа», подтверждает наличие разрыва в образовании: тенденция развития образования в стране такова, что школы становятся всё более дифференцированными по его качеству. По его словам, тенденция эта началась еще с поздних советских времен, поэтому можно говорить уже о полувековом процессе.
По его словам, «особые» школы прежде всего отличаются гораздо большей степенью свободы в преподавании, часто — и количеством учащихся в классе, которые проходят отбор, наличием дополнительных занятий, отсутствием чрезмерной нагрузки учителей. Финансирование в этой ситуации оказывается не первопричиной, а следствием. Обычно в каждом регионе есть 5–10 таких элитных школ, если региональные власти заинтересованы в их наличии.
— Это естественная система для современного российского общества, которое построено на идее конкуренции и борьбы: стань первым, стань лучше, — продолжает Всеволод Луховицкий. — Хорошо ли это для всех детей? На мой взгляд, нет. В идеале любая школа в России должна была бы иметь такие возможности, как так называемые элитные: в первую очередь — в свободе преподавания. Все школы должны иметь одинаковые возможности, в том числе финансовые, чтобы иметь высокий уровень.
Однако пока разрыв в преподавании увеличивается. Дмитрий Ходырев из RAEX отмечает, что количество специализированных школ только растет: теперь они активно конкурируют между собой, что одновременно приводит к увеличению оттока сильных учеников из рядовых учреждений.
— Всё больше мест в верхушках рейтингов достается открытым совсем недавно школам, собирающим талантливых детей и имеющим преимущество в материальных, кадровых и иных ресурсах. Вероятно, такая тенденция сохранится и в будущем, — сказал он.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что разрывы между школами в академических достижениях учащихся выравнивают по специальным программам: например, проводится анализ, по итогам которого происходит разделение школ на учреждения с высокими и низкими образовательными результатами, что позволяет корректировать ситуацию.
— Однако в рейтингах в последние годы лучшие места действительно занимали школы, которые либо очень тесно связаны с регионами, либо буквально считаются университетскими: это лицеи, гимназии, предуниверсарии, — сказала она «Известиям». — Ближе всего к ним по результатам школы, где есть профильные классы. Они тоже взаимодействуют с вузами, серьезно поддерживают участие в олимпиадном движении и профориентацию.
И существующий разрыв преодолеть очень сложно, говорит эксперт.
Нужно ли стремиться в элитные школы
Всеволод Луховицкий отмечает, что порог входа в элитные школы зависит от конкретного учреждения: в каких-то это финансовое положение родителей; в других — уровень конкретного ученика, когда детей отбирают по конкурсу. Поэтому говорить о том, что во всех таких школах непреодолимо (и одинаково) высокий порог, нельзя.
Однако это не единственный способ поступить в хороший престижный вуз, замечает Ирина Абанкина, тем более что и сами вузы, как правило, принимают гораздо больше студентов, чем есть выпускников в таких лицеях.
— В ведущие университеты поступает иногда даже не 1 тыс., а гораздо больше абитуриентов, — говорит она. — Да, МФТИ, НИЯУ МИФИ или Институт русского языка остаются не самыми крупными вузами. Но Бауманка, НИУ ВШЭ, МГУ — это огромные университеты с многотысячными приемами, и выпускники лицея составляют лишь небольшую долю тех, кого принимают в такие учреждения.
Борис Илюхин вовсе критически подходит к вопросу существования школ, ориентированных на поступление выпускников в элитные вузы, — по его мнению, далеко не всегда выпускники там показывают глубокое знание предмета, но зато хорошо сдают ЕГЭ или выигрывают олимпиады. В вузе осознание, что набор полученных знаний и умений формален, приводит к отчислениям и личным трагедиям, говорит он.
— Гораздо важнее фундаментальные знания предметов у выпускников, — уверен эксперт. — В этом смысле региональные школы зачастую ничуть не хуже московских. Школа — это место, где ребенку могут помочь научиться, и очень многое зависит от родителей, которые должны правильно настроить ребенка на получение образования и помочь ему справиться с трудностями обучения. Мне кажется, что надо искать школу, где любят детей, профессионально их учат и помогают искать себя. А такие школы есть и в глубинке.