Без давления снизу: Степанова и Букин стали четырёхкратными чемпионами страны, Мишина и Галлямов — трёхкратными
Александра Степанова и Иван Букин стали четырёхкратными чемпионами России в танцах на льду и продлили серию своих побед на внутренних стартах до семи после выхода партнёрши из декрета. Елизавета Худайбердиева и Егор Базин сумели собраться в произвольной программе и вырвать серебряные награды у Ирины Хаврониной и Дэвида Нарижного — дуэты разделили всего 0, 45 балла. В свою очередь, Анастасия Мишина и Александр Галлямов защитили звание лучшей спортивной пары страны с близким к мировому рекорду результатом и колоссальным отрывом от Александры Бойковой и Дмитрия Козловского.
Танцевальную победу уже четырёхкратных чемпионов страны можно с полным правом назвать предсказуемой: Александра Степанова и Иван Букин фаворитами вступили в текущий сезон, выиграли два этапа Гран-при России, оба раза оставив за собой Ирину Хавронину и Девида Нарижного, да и в Омске захватили лидерство после ритм-танца с преимуществом в 1,66 балла. Как следствие, фигуристы удостоились максимально комплиментарных слов от олимпийской чемпионки Натальи Бестемьяновой, выступавшей в своё время с Андреем Букиным — отцом Ивана: «Они остаются вне конкуренции. Я получаю огромное удовольствие от наблюдения, как растут Александра с Иваном. Сегодня они вновь напомнили, что являются безусловными лидерами».
Эту фразу, конечно же, стоило произнести чуть позже — после того, как Саша и Иван совершенно безупречным образом исполнили свой произвольный танец. А вот после первого выступления дуэта в Омске думалось, скорее, о том, что растут в своём мастерстве не столько трёхкратные чемпионы страны, сколько те, кто пытается их догнать, причём небезуспешно. Об этом красноречиво говорили результаты предыдущих стартов сезона, да и в ритм-танце сразу двое судей вывели на первое место Хавронину и Нарижного.
К тому же накануне Степанова и Букин дали повод к себе придраться: потеряли уровень сложности на твиззлах, получили лишь второй уровень за предписанный паттерн пасодобля, что для дуэта столь высокого уровня выглядело неким нонсенсом.
Чуть раньше того, как на лёд местной арены вышла сильнейшая группа танцоров, Международный союз конькобежцев объявил самое долгожданное решение года: российские и белорусские спортсмены будут допущены к олимпийской квалификации в нейтральном статусе. А значит, в сентябре следующего года по одному спортсмену и дуэту от страны смогут отправиться в Пекин добывать олимпийские квоты.
Даже если бы Степанова и Букин не одержали в Омске победу, все понимали: в случае допуска к квалификационному турниру отправлять в Пекин следует конечно же наиболее авторитетную в глазах международных судей пару. То есть — именно их. В то же самое время мало кто брался поручиться за то, что в рамках своей страны Саша и Иван спустя год будут по-прежнему оставаться сильнейшими.
Решение ISU вроде бы играет на руку четырёхкратным чемпионам страны: пока оно выглядит так, что право поехать в Милан будут иметь именно те, кто квалифицируется на Игры. Но если критерии вдруг окажутся менее категоричными, Степанова и Букин могут попасть в сложное положение. Прогресс более молодых и голодных до успеха пар стал в этом сезоне слишком очевиден. А значит, фигуристам потребуются не просто хорошие, но выдающиеся постановки, чтобы сохранить статус собственной исключительности.
Длительный стаж совместных выступлений — это всегда колоссальное преимущество: когда спортсмены умеют на льду абсолютно всё и уверены друг в друге, они приобретают поистине безграничную способность воплощать на льду любые идеи постановщика. В танцах, где зачастую на первый план выходит именно яркость программ, это особенно важно. Но вплоть до чемпионата России во внутренних кругах не раз проскальзывало мнение: если выстраивать танцевальный рейтинг по оригинальности постановок и поддержек, Степанова и Букин точно окажутся не во главе списка.
Финальная часть танцевального турнира в Омске и стала, собственно, поединком программ. Невероятно высокий уровень в этом плане был задан во второй разминке питерскими танцорами Екатериной Мироновой и Евгением Устенко. Произвольный танец дуэта стал заметным событием на уровне первых стартов сезона, а на чемпионате страны был исполнен более чем убедительно. Настолько, что пара, не сумевшая по итогам ритм-танца пробиться в сильнейшую разминку, стала в произвольной пятой с микроскопическим преимуществом над Елизаветой Пасечник — Дарио Чиризано и их интереснейшей постановкой «Цирк дю Солей» — дуэты разделили 0,01 балла.
Сильнейшая группа обошлась без сюрпризов и потрясений — если не считать таковым четвёртый результат Василисы Кагановской — Максима Некрасова, на долю которых по ходу сезона пришлось максимальное количество всевозможных авансов. Если бы Хавронина и Нарижный сумели сохранить вторую позицию, которую имели после ритм-танца, это тоже не стало бы сенсацией. Более того, всё шло именно к такому раскладу: исходная базовая сложность танца у подопечных Дениса Самохина была выше, а сама программа — интереснее. Но качество осталось за Елизаветой Худайбердиевой и Егором Базиным. Не хочется повторять избитые слова про катание наотмашь, но, когда партнёрша рухнула после проката на лёд, было понятно, что это не рисовка. А следствие того, что на льду оставлено всё: силы, нервы, эмоции. Примерно такой же ценой далась победа и чемпионам.
Сюжет финального выступления спортивных пар был схож с танцевальным: Мишина и Галлямов имели достаточно солидный запас после короткой программы, чтобы хоть как-то нервничать по поводу предстоящего чемпионства. Соответственно не приходилось сомневаться: именно эту пару следует рассматривать, как единоличных кандидатов на поездку в Пекин на олимпийский отбор и, соответственно, на Игры-2026.
Для экс-чемпионов Европы Александры Бойковой и Дмитрия Козловского чемпионат, да и текущий сезон в целом, сложился не просто неудачно, но в определённой степени трагично. Он разрушил всё: планы, надежды, мотивацию, самооценку, а, главное, заставил очень многих болельщиков пары задуматься о том, что, уйдя от прежнего тренера Тамары Москвиной к новому — Этери Тутберидзе, фигуристы совершили, возможно, самую большую ошибку в своей спортивной жизни.
Два года назад переезд в Москву казался вполне продуманным и объяснимым. Фигуристы не скрывали, что устали от непрерывного соперничества с Мишиной и Галлямовым, что порой их сильно обижает недостаток тренерского внимания, и были по-своему правы. В конце концов Саша с Димой сделали в парном катании достаточно много, чтобы рассчитывать на исключительное к себе отношение. За этим и шли в новый штаб.
Почему же проделанная работа не дала желаемого результата?
Ответ на этот вопрос кроется, как мне кажется, в идеологии, с которой Бойкова и Козловский столкнулись в новом для себя тренерском коллективе. Тутберидзе никогда не скрывала собственных амбиций и того, что на любом старте ставит перед своими спортсменами задачу разорвать соперника, растоптать его, низвергнуть. Один из моих коллег как-то назвал это идеологией осаждённой крепости: мол, все, кто снаружи — враги. А задача тех, кто внутри, сплотиться, выстоять и победить любой ценой, не взирая на усталость, травмы и прочие лишения.
В подобном подходе к спорту высших достижений нет ничего нового и, тем более, критичного. Просто подобный настрой, желание не просто победить, но выиграть у совершенно конкретных соперников переполняло в последние годы и Дмитрия Козловского. Возможно, и Сашу тоже, но она, в отличие от партнёра, не проявляла этого внешне.
Ну а сейчас всё выглядит так, что многократно усиленная амбициями тренера идея во чтобы то ни стало стать лучшими, обернулась разрушительными последствиями для нервной системы фигуристов. Они словно перестали держать удар, потеряли способность справляться с ожиданием предстоящего соперничества.
Прокат произвольной программы с обилием нехарактерных для пары ошибок лишний раз подтвердил это. Казалось бы, терять уже нечего и нужно не отыгрываться, а всего лишь показать то, что сумел натренировать, но Дмитрий ошибся на простейшем тройном тулупе, приземлив его в степ-аут, в «минус» ушёл недокрученный каскад и оба выброса, в одном из которых Бойкова коснулась рукой льда, а на втором оступилась.
Сохранить за собой вторую позицию фигуристам удалось не столько благодаря грубейшей ошибке Натальи Хабибуллиной, упавшей с тройного риттбергера (даже с этой потерей Хабибуллина и Княжук оказались выше по технике), сколько традиционно высокой второй оценке, которая при таком прокате выглядела не слишком заслуженной.
Всё, что оставалось после этого выступления Мишиной и Галлямову, это выйти на лёд и взять своё. А получился грандиозный праздник для зрителей. Феерический во всех отношениях прокат, в котором совпало всё: уверенность в собственных силах, прекрасная во всех отношениях и очень идущая спортсменам программа, долгожданное известие о возможном участии в Олимпийских играх и нескрываемое, рвущееся наружу ликование по этому поводу. А главное — ощущение собственной исключительности, которое лишь подчеркнули выставленные баллы.