О "тяжелой" женской судьбе в царской России.
Вопреки господствующим у современных людей представлениям, будто до установления советской власти российские женщины занимались исключительно домашним хозяйством, воспитанием детей и страдали от домостроевских порядков, в 18-19 веках в России существовала целая когорта женщин, совмещавших роль жены и матери с ролью главы семейного дела. Документы свидетельствуют, что уже в первой половине 18 века купеческое дело вели и женщины. В крупном бизнесе были заняты купчихи и дворянки. В 19- начале ХХ века право женщин на занятие бизнесом было незыблемым и им могли воспользоваться женщины всех сословий – мещанки, крестьянки, жены и дочери служителей церкви и другие.
Чтобы заниматься предпринимательством, необходимо было получить специальное «купеческое свидетельство» и платить государству налог. Возможность занятия предпринимательством была обусловлена необычным, по сравнению с другими странами, имущественным положением женщины в России. Главное его отличие состояло в том, что в России женщины пользовалась одинаковыми имущественными правами с мужчинами — закон защищал принцип раздельной собственности. После вступления в брак муж не получал юридических прав на имущество жены, как это было в других странах. Каждый из супругов мог иметь и приобретать свою отдельную собственность. Не существовало такой категории, как появившееся в советское время «совместно нажитое в браке имущество». Каждый супруг наживал свое имущество отдельно и по взаимному согласию супруги могли совместно пользоваться какой-то частью имущества, принадлежащей одному из них. Жена никогда не отвечала за долги мужа. Согласно законодательству Российской империи, при занятии бизнесом женщины всех сословий имели равные права с мужчинами.
Сравним данный факт с положением дел в Англии. Знаменитый английский экономист и философ Дж. Милль отмечал, что в Англии женщина «не может делать ничего без разрешения мужа». Любая собственность, которую получала жена, будь то наследство или дарение, в ту же минуту переходила в распоряжение мужа (или отца).
Женщина могла приобретать собственность, но не себе, а только мужу. «В этом отношении положение женщины по английским законам хуже положения невольника», — отмечает Милль. В Англии по закону только муж имел право на детей, все вопросы их касавшиеся решал исключительно отец. В отличие от российской женщины, в Англии даже после смерти мужа мать не становилась законной опекуншей детей, если муж не назначил ее в своем завещании.
Именно принцип раздельной собственности в браке способствовал развитию женского предпринимательства в России, широкому участию женщин в благотворительной деятельности. Среди благотворителей примерно половину составляли женщины, многие из которых были самостоятельными предпринимательницами.
Яркой представительницей мира дворянского бизнеса была такая легендарная личность как Н.П. Голицына.
Мы знаем ее как прототип графини в пушкинской «Пиковой даме». В старости она сильно подурнела, современники называли ее «усатая княгиня». Голицына прожила почти сто лет и была фрейлиной при пяти императорах и статс-дамой при Александре I и Николае I. Она была очень богата, унаследовав значительную собственность от отца – графа П.Г. Чернышева. Сын денщика Петра I, он впоследствии стал сенатором и видным дипломатом, получил за свою службу обширные земельные владения в Орловской губернии.
Голицына умело вела свои дела, ее имущество неуклонно прирастало. Она была владелицей трех предприятий в Орловской губернии – кожевенного и стеклянного заводов и фабрики льняного полотна. При ней в селе Радогощь была построена каменная церковь, а также здание вотчинной конторы, винокуренный и конный заводы. Хозяйственная жилка в Наталье Петровне была столь сильна, что она держала имущество семьи в своих руках вплоть до самой смерти. Ее старший сын Дмитрий Владимирович был боевой генерал, герой войны 1812 года, после отставки служил генерал-губернатором Москвы в течение 24 лет. Он получал скромное денежное пособие от матери, из-за скупости которой жил скромнее, чем того требовало его положение. Император Николай I лично попросил Наталью Петровну увеличить сыну сумму из доходов с имений.
Одной из известных предпринимательниц в конце 19 века была представительница царской семьи – принцесса Евгения, внучка императора Николая I, в замужестве принцесса Ольденбургская.
Более тридцати лет она владела имением Рамонь в Воронежской губернии, которое включало свекло-сахарный и винокуренный заводы.
Выдающейся предпринимательской жилкой отличалась прабабушка К.С. Станиславского В.М. Алексеева, умная и энергичная купчиха, которая 26 лет успешно управляла семейным бизнесом.
Вся Москва говорила о богатствах Алексеевой, при этом непременно поминали маленький балкон с золотыми перилами в ее особняке на Большой Алексеевской улице (ныне ул. А. Солженицына, 29/18).
История женского предпринимательства в России – еще одно свидетельство того, как плохо еще мы знаем историю России, как много интересного и неожиданного она таит.
(По материалам Г. Ульяновой «Женщины-предпринимательницы в России 19 века». Москва 2021)