«Маленький зритель – самый честный»
Из юристов – в кукловоды
– Алексей, первый вопрос, который хочу задать, – как ты стал актером кукольного театра?
– В театр кукол я попал не то чтобы случайно, но… знал я о нем крайне мало, я учился на юридическом факультете. К концу обучения мы с другом поняли, что вряд ли пойдем работать по профессии, и решили искать тот вид деятельности, который будет приносить и деньги, и удовольствие.
Начали заниматься ростовыми куклами – заказывали их и составляли небольшие выступления для детских садов и школ. А потом моя близкая подруга, дочь бывшего главного режиссера театра кукол Владимира Сергейчева, посоветовала прийти в театр и посмотреть, как там работают.
– И ты там остался?
– Я не планировал работать в театре, хотел набраться опыта для себя. Но через некоторое время Владимир Сергеевич, к которому я, пользуясь знакомством, попросился в ученики, сказал, что у меня есть все необходимые для кукольного актера данные. Тогда я стал больше времени уделять постижению основ этого искусства. А через полтора года меня приняли в труппу театра, где я работаю уже девять лет.
Театр – сложный механизм
– Ты совмещаешь роли актера и заведующего труппой. Что входит в твои обязанности?
– Прежде всего, составление расписания – распределяю, кто из артистов репетирует, какой спектакль прогоняют, кто в это время отправляется на выездную постановку. Это, наверное, основная задача, ну и плюс множество других, более мелких функций, в том числе составление репертуара.
Многие считают, что кукольный театр – довольно простая система: собрать кукол и прогнать спектакль. Это не так. Работа над спектаклями включает и режиссерский труд, и создание кукол и декораций, и поиск светового решения, и написание музыкального сопровождения. У нас есть даже своя студия звукозаписи, настолько это объемный процесс.
– Сколько времени проходит от задумки до премьеры?
– Зависит от сложности материальной части. В целом на создание спектакля уходит около полугода, если брать масштабные вроде «Вия» или «Щелкунчика». Для последнего, например, варили декорации из металла.
Играешь не роль, а спектакль
– А если пройтись по этапам создания спектакля?..
– Режиссер принимает решение о постановке определенного спектакля, выбирает художника и прорабатывает с ним инсценировку, какие системы кукол будут использоваться, какое оформление сцены и т.д. Потом проходит техсовет, на котором режиссер знакомит с материалом весь коллектив.
Начинается производство материальной части. Художник предоставляет эскизы. По чертежам швейный цех делает костюмы. Столярный цех отвечает за механику кукол и декорации. Художник лепит, как правило из пластилина, маску героя спектакля, а бутафоры изготавливают из папье-маше голову куклы и остальные части.
Когда материальная часть спектакля почти готова, артисты получают в руки своих кукол.
– Какие куклы используются в орловском театре? Чем управлять сложнее всего?
– Самая сложная, по-моему, кукла-марионетка. В репертуаре нашего театра сейчас почти нет спектаклей с ними, но таких кукол можно увидеть в нашем музее.
Второй по сложности является тростевая кукла. Управление ею требует не только мастерства, но и физической подготовки – непросто удержать эту куклу над ширмой на одном уровне на протяжении всего спектакля. Хорошего результата можно добиться только за счет постоянных тренировок.
Также существуют перчаточные куклы, их довольно много в нашем театре. Есть и планшетные, или паркетные, куклы. Сложность здесь в том, что, как правило, такой куклой управляют два, а то и три человека. И это взаимодействие, чувство партнерства, надо отточить.
Кстати, в театре кукол актер обычно играет не одну роль, а весь спектакль. Сначала водит куклу, потом помогает с декорацией или спецэффектами. Не получится отыграть своего персонажа и выдохнуть – актер работает на протяжении всей постановки.
Для детей и взрослых
– В анонсах спектаклей Орловского театра кукол иногда мелькают имена разных режиссеров, не служащих в самом театре…
– Главный режиссер театра – Раиса Овсянникова. Также мы приглашаем других режиссеров – это обычная практика, она дает возможность актерам, да и всем сотрудникам, перенять что-то новое и интересное, не позволяет театру и зрителю закостенеть.
Совсем недавно у нас работал главный режиссер ОГАТ им. И.С. Тургенева Владимир Хрущев. До этого был опыт сотрудничества с Игорем Черкашиным, который, кстати, кукольник по образованию.
Надо сказать, что в Орле практически нет режиссеров кукольного театра, потому что такая специальность отсутствует в местных колледжах и институтах. Раиса Ивановна даже как-то набирала курс повышения квалификации на базе ОГИК, помогала коллегам систематизировать и пополнить свои знания.
– В последнее время в репертуаре театра кукол появились недетские постановки – «Неодиночество», «Вий». Чем отличается кукольный спектакль для взрослых от такого же для малышей?
– «Вий» был первым за 40 лет спектаклем для взрослых. Когда принималось решение о его вводе, размышляли: кто к нам придет. Потому что бытует мнение, что кукольный театр – только для детей. Это не так. Современный театр кукол заинтересует любую аудиторию.
Можно провести аналогию со сказками. Нельзя считать, что они нужны только детям, порой взрослые нуждаются в них сильнее. Кукольный театр может удивить – на сцене происходит такая игра смыслами и картинками, которой тот же драмтеатр попросту не владеет.
Чем отличается маленький зритель? Он честнее. Для них надо играть как для взрослых, только лучше. Не помню, кто автор этой фразы, но он прав на сто процентов. Дети распознают фальшь или нелюбовь к своему делу, им не нужно притворяться и изображать восторг от спектакля. Тем ценнее их неподдельные эмоции, которые мы видим со сцены.