Тайны и легенды горы Воттоваара
В последнее время в Карелию зачастили организованные путешественники. Однако любители самостоятельного экстремального туризма стремятся уехать подальше от популярных направлений. Таких мест в Карелии еще хватает.
Одно из них — сакральный массив на территории Суккозерского сельского поселения в юго-восточной части Муезерского района. Именно там расположена овеянная множеством тайн и легенд гора Воттоваара.
Приют шаманов и шарлатанов
Гора расположена в глухом месте, в окружении болот и заброшенных дорог. Чтобы ее увидеть, нам пришлось сначала доехать по разбитой грунтовке до поселка Гимолы. Среди деревянных покосившихся хибар установлен огромный валун со стрелкой и надписью: Воттоваара. Двери и окна большинства домов заколочены. Времена, когда поселок был крупным лесозаготовительным центром, канули в Лету. Сегодня здесь проживают менее 200 человек, в основном — старики. Молодежь уехала, так как нет работы. Школа не работает. Медучреждений тоже нет. «Зачем нам поликлиника? — горько вопрошают жители Гимолы. — Ведь у нас есть кладбище».
На нескольких столбах можно увидеть таблички с предложением услуг проводника и доставки на гору Воттоваара. Судя по всему, это единственный способ здесь заработать.
— Кто только сюда ни приезжает, — рассказывает наш проводник, местный житель Александр. — Есть просто любопытные путешественники, но преимущественно едут художники, фотографы, писатели и даже ученые. Основной контингент — уфологи, экстрасенсы и шаманы, большинство из которых уверены, что Воттоваара центр силы и именно здесь скрыт портал для перехода в другие миры. Мне приходилось быть проводником у странной компании, которая на горе совершала обряд изгнания бесов у одной из своих спутниц. Я не вникал в процесс, стоял в стороне. Но пока они свой ритуал проводили, женщина кричала, рыдала, наизусть декламировала стихи, а потом успокоилась. Как-то приезжали две красивые девушки из Москвы. Представились ведьмами. Попросили довезти до горы и оставить до вечера. С недавних пор предприимчивые люди стали проводить здесь свои эзотерические и биоэнергетические семинары. Не знаю, насколько эти мероприятия серьезные, но их организаторы денежку с участников берут немалую, — делился наблюдениями наш гид.
Сам Александр в мистику не верит, хотя признался, что «гора живая и сопротивляться ей невозможно». Было время, когда он пытался из этих мест уехать в поисках лучшей жизни. Остановился на Украине. Обосновался там, нашел работу и даже спутницу жизни. Но потом ему стали сниться сны, в которых гора звала его к себе. В результате Александр не выдержал и вместе с подругой вернулся в забытый Богом поселок. Как раз в то время к горе потянулись редкие туристы, и Александр, который знал ее как свои пять пальцев, взял на себя миссию проводника. Кроме этого за символическую плату пускает путешественников в свой домик на ночевку.
Мертвый лес
Ранним утром, разместившись в антикварном «уазике» Александра, мы отправились в путь. От поселка до знаменитой горы около 20 километров, и большая часть дороги пролегает через лесные участки с болотами.
— Находятся смельчаки, которые решаются одолеть этот путь на своих джипах, только совсем не редко эти подвиги заканчиваются печально, — показывает Александр на развешанные на деревьях номерные знаки и искореженные фрагменты автомобилей.
Через час мы оказываемся у подножия заветной горы. Она поднимается на 417 м над уровнем моря.
«Воттоваара» в переводе с саамского языка означает «гора, поросшая лесом с берлогой». Но народу больше нравится другое значение — «лес, в который не стоит ходить». В начале двухтысячных на горе то ли от грозы, то ли еще от чего случился сильный пожар. Стволы и сучья обгоревших деревьев, невероятно искривленные и закрученные, производят жуткое впечатление.
«Если увидите пробегающую мимо избушку на курьих ножках, не удивляйтесь», — шутят местные гиды. Но, разглядывая покореженные остатки обуглившихся деревьев, шутить не хочется. Экстрасенсы считают, что скрючила стволы невероятная сила, присущая этому месту.
Скептики объясняют этот феномен проще, мол, все от сильного ветра, гуляющего по вершине и склонам горы. Однако почему-то деревья, растущие по соседству, несмотря на такие же ветра, поднимаются к небу стройно.
Карельский Стоунхендж
Кроме причудливой формы стволов пожар обнажил на горе множество необычных камней и каменных комплексов — сейдов, из-за которых это место прозвали «Карельским Стоунхенджем». Всего на вершине и на склонах расположено более 1600 сейдов, которые называют «летающими камнями» или «камнями на ножках». Такой визуальный эффект получается из-за того, что многотонные валуны непонятным образом держатся на нескольких маленьких камешках, словно на подставочках. Как правило, у каждого камня по три «ножки», при этом они могут быть совершенно иной породы, чем сам сейд. По одной из версий, валуны «встали на ножки» естественным образом, по ходу тающего ледника. Однако есть ученые, которые уверены, что это рукотворные культовые конструкции.
Общение с сейдами — целая наука. Подготовленные люди умеют различать женские (холодные) и мужские (теплые) камни, у каждого из которых своя легенда и своя тайна. Если под сейдом есть мох, значит, его дух жив и с ним можно пообщаться. Если нет — сейд считается мертвым. А еще они умеют петь. Воздушные потоки, проходя под камнем, издают звуки, тональность которых меняется в зависимости от силы ветра и угла наклона монолита. Древние обитатели этих мест верили, что в камнях живут духи, поддержкой которых можно было заручиться. Для этого святыням приносили в жертву животных или личные вещи, обагренные кровью жертвенного животного. Женщины и дети к сейдам не допускались.
Наиболее известный камень
Воттоваары — Укко. В карело-финской мифологии он является верховным богом-громовержцем. Его представляли стариком с седой бородой, разъезжающим по небу на колеснице, мечущим молнии и производящим гром. И действительно, в каменной глыбе, прозванной Укко, можно различить черты лица грозного старца. По словам эзотериков, этот валун наделяет силой и энергией и помогает выйти из жизненного тупика. Есть на Воттовааре и свой дракон. Камень в виде огромного ползучего зверюги якобы обладает целительными способностями.
Лестница в небо
Кроме природных чудес на нашем пути по тропинкам Воттоваары встречались разные «волшебные» атрибуты. Вот разноцветные ленточки, завязанные узелками на сухих ветках мертвых деревьев. Вот шаманский колокольчик под одним из сейдов. Если им ударить по камню, то раздается мелодичный звон, который особенно впечатлительных слушателей может ввести в транс. А вот на огромном камне с плоским верхом уютно расположилась статуэтка Будды. Когда Александр повернул Будду лицом на восток, из-за густых туч выглянуло солнце, которое потом сопровождало нас все оставшееся путешествие. «Это я у местных шаманов научился солнце вызывать», — хитро подмигнул он.
В центре вершины Воттоваары нашему взору открылся каменный амфитеатр. По мнению геологов, он появился в результате мощного землетрясения, которое произошло в этих местах несколько тысячелетий назад. Позже к архитектурным «художествам» природы приложили руки люди. Впрочем, многие знатоки уверены, что правильной геометрической формы каменные колодцы с отполированными краями и огромные гранитные плиты с идеально ровными трещинами-разрезами были созданы сверхъестественными силами.
Посреди каменной арены, где, по утверждениям экстрасенсов, время идет медленнее, чем снаружи, расположено озеро, которое называют Жертвенным. Анализ образцов грунта из этого водоема показал наличие в нем фосфора, источником которого могли стать кости. Этот факт свидетельствует о том, что некогда здесь совершались многочисленные жертвоприношения животных, а может, и людей.
Но самая главная тайна горы, к которой стремятся все паломники, — «Лестница в небо». Тринадцать ступеней вырублены в скале и ведут к глубокому обрыву. Рассказывают, что в стародавние времена лестницу венчал огромный каменный трон, на спинке которого красовался рисунок, напоминающий созвездие Большой Медведицы. Восседать на троне могли только избранные люди, обладающие сакральными знаниями. Во времена борьбы с язычеством трон с горы скинули, а потом он исчез. Поиски его археологами XX века успехом не увенчались.