Почему Грузия не попала под действие расширенного продовольственного эмбарго?
На протяжении последних недель расширение продовольственного эмбарго было главной темой дискуссий в кулуарах правительства. В частности об обсуждении возможностей внесения корректировок в «черный список» поставщиков сообщали глава кабмина Дмитрий Медведев и вице-премьер Аркадий Дворкович. 13 августа на заседании правительства об этом решении было объявлено уже официально, при этом председатель правительства напомнил, расширение списка государств «отлученных» от российских прилавков – всего лишь симметричный ответ на решение продолжить оказывать поддержку режиму европейских санкций, принятое правительствами Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
Некоторое недоумение вызвало отсутствие в документе Грузии – этот факт в кабмине прокомментировали отдельно. Оказалось, что отсутствие активных отношений и высокого товарооборота между нашими государствами лишает смысла подобные ограничения. К тому же в сопоставлении с другими странами руководство Грузии применило к нашей стране сверхмягкие ограничения. Между тем, накануне СМИ страны били тревогу: доля России в общем экспорте по итогам полугодия составила 6,5 %, и если бы режим эмбарго включили, экономика потеряла бы до 280 миллионов долларов. Так что вряд ли в этой стране вряд ли кто-то решится возмутиться, тем что, по сути, Грузию сочли слишком незначительной для введения ограничений.
Ознакомившись с документами, думается, с облегчением вздохнули и в Киеве: контрсанкции в отношении Украины вводятся, но не сразу, а по факту вступления в силу экономической части соглашения об Ассоциации с ЕС. По всей видимости, по-новому выстраивать деловые отношения с нашими соседями мы будем с 1 января 2016 года – именно такой срок был отведен руководством нашей страны на достижение компромисса. Впрочем, подвижек в этом направлении как не было, так и нет.Невозмутимость удалось сохранить, разве что, Финляндии. Министр по вопросам развития и внешней торговли Ленита Тойвакка заявила, санкции затрагивают лишь 5 % экспорта в РФ и 0,5 % от всего объема поставок за рубеж. Руководитель ведомства заявила, что потерю российского рынка удалось компенсировать за счет диверсификации рынок сбыта, в частности наращивания товарооборота с Германией. Швецией, США. Впрочем, Тойвакка признала, если бы торговые отношения с Россией развивались, самочувствие финской экономики было бы значительно лучше. Так что, кто знает, быть может, это очередная попытка наших партнеров делать хорошую мину при плохой игре. Россия до расширения контрсанкций среди стран-получателей товаров занимала третье место, а Центральный союз сельхозпроизводителей Финляндии уже заявили, о том, что им нужна финансовая помощь от государства.