Добавить новость
ru24.net
Новости по-русски
Январь
2021

«Татарская женщина, которая легла в постель с убийцей мужа, — это было в нашей истории»

«Татарская женщина, которая легла в постель с убийцей мужа, — это было в нашей истории»

Драматург Мансур Гилязов о генетическом коде татар, работе с Фаридом Бикчантаевым и происхождении коронавируса

На следующей неделе отмечает свое 60-летие один из самых известных современных татарских литераторов Мансур Гилязов. Интересно, но его отец Аяз Гилязов считал 40-летие самой важной рубежной точкой в жизни мужчины. Кроме того, в интервью «БИЗНЕС Online» накануне круглой даты драматург рассказал, почему настоящий писатель должен обязательно пережить страдания, какой спектакль по по его пьесе стал настоящим триумфом для автора, и что мешает появлению большого татарского фильма.

Мансур Гилязов: «Иногда говорят: человек должен быть такой, человек должен быть что-то… Но каждый решает за себя»

ПОНЯТИЕ «ПИСАТЕЛЬСКОЙ СУДЬБЫ» СЕГОДНЯ ИСЧЕЗЛО — ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА

— Мансур Аязович, что значат для мужчины, для художника эти круглые даты его дней рождения с нулем на конце?

— Я думаю, что в жизни все абсолютно индивидуально. Иногда говорят: человек должен быть такой, человек должен быть что-то… Но каждый решает за себя. В интернете смотрю, что полезно, что вредно, и статьи абсолютно различаются. Даже полностью противоречат друг другу.

Могу рассказать на примере отца Аяза Гилязова. Когда у него был 50-летний юбилей, папа сказал: «50 лет — это ничто для мужчины, вот 40 лет — это серьезно!» 40 лет — это переломный возраст, когда мужчина… желаний много, а прежних сил и возможностей уже нет. Вот он переживал так. Потом, многое еще зависит от признания. Допустим, для отца 60 лет были таким расцветом, в 60 лет он был восторжен, потому что его много лет не признавали, ему было трудно, он проходил через все эти страдания… А к 60-ти он получил все звания, заслуги, медали, у него начался такой торжественный период, он был на взлете. У меня, наверное, немножко по-другому, хотя все вроде нормально, пьесы ставятся, книги издаются и идей много.

Про 60 лет еще вот что хочу сказать. Приходит какая-то уверенность и есть наработанный материал, очень много в жизни я уже повидал, успел пообщаться со многими людьми. То есть, я не такой человек, как многие современные молодые деятели культуры. Они вообще из кабинета не выходят. Один режиссер сказал, что мы образы черпаем не из жизни, а из произведений своих же коллег, вот что происходит сейчас. Действительно, есть режиссеры, которые из театра не выходят вообще.

— У них нет интереса к жизни?

— Так удобно, очень удобно. Прочитал одну книгу, вторую, третью, посмотрел несколько спектаклей, фильмов, и у тебя сформировался определенный образ, пусть он и не соответствует жизни. Понятие «писательской судьбы» сегодня исчезло — это очень серьезная проблема. Я, например, считаю, что у писателя должна быть интересная судьба, такая, как у Сент-Экзюпери, Достоевского, Аяза Гилязова, который много страдал, Солженицына.

— Писатель обязательно должен в жизни пройти через страдания?

— Обязательно. Я в молодости прочитал интервью с Леонидом Филатовым, он сказал: «Мне не интересно лицо мужчины, на котором нет печати страдания». То есть, человек должен проходить через какие-то испытания. Это человека формирует, заставляет думать, формулировать реальные мысли, которые он уже может нести своему читателю. А посмотреть кучу спектаклей и потом написать пьесу — сейчас это стало повальным…

— По этой логике получается, что в наше относительно сытое и благополучное время хорошее литературное произведение и не напишешь… 

— Да, сейчас страданий нет. Произведения должны же быть разные, должны быть и конфликты, должно быть и страдание, должны быть потери, утраты и так далее. Только тогда это является настоящим, только тогда является интересным. А сейчас произошел этот переломный момент, когда творцы создают образы на основе произведений же своих коллег. Это как жвачка, не настоящее все, немножко напоминает такую подделку. Читатель же потребляет это, как еду в «Макдональдсе» — там же есть глутамат натрия, усилитель вкуса.

— Вы бы посоветовали молодому коллеге поступить на работу санитаром в больницу или уехать на шахту?

— Нет, это должен быть такой естественный процесс. И потом, у каждого человека есть судьба, надо верить в свою судьбу. В последнее время я много начал думать о том, что есть еще понятие «генетического кода», то есть можно использовать страдания, которые уже были у твоего народа или семьи. Использовать страдания прошлых поколений. Но, если ты сам в жизни ничего не видишь, если тебе не интересно общение с человеком, то это все равно не найдет достойного воплощения.

«Есть очень обсуждаемый роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», я по нему очень отрицательно высказывался и отрицательно поначалу его воспринял. А сам думал: «Почему я отрицательно отнесся, а все население его читает?»

ЕСЛИ ГУЗЕЛЬ ЯХИНА УВИДИТ ЭТО ИНТЕРВЬЮ, ХОТЕЛ БЫЛ ПРИНЕСТИ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ

— А 30-40 лет назад вы думали точно также? Все-таки сегодня применительно к вечному конфликту отцов и детей вы, во всяком случае по возрасту, относитесь к первой категории.

— Сильно я изменился, взгляды часто меняются, и в последние годы что-то происходит, что-то пересматривается…

— Это взгляды на жизнь или на литературу?

— Я могу привести такой пример, сам удивился этому. Есть очень обсуждаемый роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», я по нему очень отрицательно высказывался и отрицательно поначалу его воспринял. А сам думал: «Почему я отрицательно отнесся, а все население его читает?» Почему это бестселлер настоящий, переведенный на все языки… Очень много об этом думал, и буквально в последние дни у меня появилось другое отношение к этому роману.

Я понял вот что. Татарская женщина, которая легла в постель с убийцей мужа, — это было в нашей истории. Так было в XVI веке, почти все татарские женщины прошли через это. Когда завоевали Казань, защитников города убили или изгнали, или что-то с ними сделали, но женщин не трогали, с ними спали воины-завоеватели. К примеру, весь берег Волги — это были татарские деревни (Нижний Услон, Студенец), но туда пришли воины с другой стороны, мужья были уничтожены, а женщины спали с убийцами своих мужей.

Поэтому то, что описывает в своем романе Гузель Яхина, это уже было в истории и в ней сидит генетически. Я не знаю, думала ли она об этом, но для нее это было органично, так как сидит в каждой, в крови татарских женщин, потому что через это прошла нация.

— Но ведь читают книгу не только татары.

— Дело не в этом. Сейчас я хочу сказать, что этот роман написан очень честно, если Гузель Яхина увидит это интервью, хотел был принести свои извинения за свои отрицательные характеристики ее «Зулейхи». Сейчас я полностью пересмотрел отношение к этому роману. Яхина, думаю, когда писала его, не думала, что он станет бестселлером. Думаю, что она не задумывалась о деньгах, а писала исключительно честно.

Я перечитал, она пишет же виртуозно же, но мне не нравился сюжет, а сейчас я понял, что это уже было в нашей истории. То есть 400 лет назад было тоже самое, но в более массовом таком масштабе. Поскольку явление исключительное, книга интересна читателю. Все, что исключительно, классно.

— «Зулейха» Яхиной — это история про тот самый генетический код, о котором вы говорили выше?

— Да, и сейчас я об этом очень много думаю. Генетический код играет огромную роль! Вот, в последнее время приблизился немного с кряшенами, общаюсь с ними, написал пьесу «Микулай» (о последнем жителе кряшенской деревни, — прим. ред.). У них же очень мощный генетический код! Ректор ГИТИСА Заславский спросил: не может ли явится эта пьеса как бы последним, завершающим звеном в истории кряшен? А я ответил, что у них есть такие люди, как генерал Карбышев, про которого никто не знает, что он кряшен, но они то знают! Они знают, что Брестскую крепость защищал кряшен Петр Гаврилов. Это и формирует их генетический код. Да, современные кряшены не воевали, но у них за спиной стоят мощные личности, которые их питают. Они этим живут, это их всех объединяет и обеспечивает им долгую судьбу как части татарской нации. Как кряшены они не исчезнут.

— Татары, в целом, тоже живут великими именами?

— Конечно, у нас тоже самое, у нас великая история и очень мощный генетический код, потому что было мощнейшее государство и огромное количество талантов у нас. Вы обратите внимание на титры, когда смотришь какой-то фильм, там обязательно мелькают татарские имена и фамилии: актеры и так далее. Нас много и и мы мощные.

«Сейчас я хочу сказать, что этот роман написан очень честно, если Гузель Яхина увидит это интервью, хотел был принести свои извинения за свои отрицательные характеристики ее «Зулейхи». Сейчас я полностью пересмотрел отношение к этому роману»

ЯЗЫК НАШ ФОРМИРОВАЛСЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ, ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСЛЕДНИМ ЗВЕНОМ В ЭТОЙ ОГРОМНОЙ ИСТОРИИ?

— Школьный «языковой кризис» в РТ вызвал обратную реакцию, татарский язык, кажется, становится все более популярным…

— Это же прекрасно!

— Такая защитная реакция, возрождающая генетический код…

— Есть в последнее время очень много положительных моментов. Допустим, движение «Сэлэт» — это молодежь, вот опять же, у них срабатывает генетический код, их же никто не заставляет этим заниматься. Они объединяются, там очень много идей, я встречаюсь с ними, это действительно очень талантливые люди, приятные, с ними интересно. Я очень сильно интересуюсь физиогномикой — это такие приятные люди! Иногда ведь бываешь в компании и видишь людей омерзительных, по лицу же видно, что человек мерзавец, вот в «Сэлэт» не так. Это такие приятные люди, и атмосферу они создают удивительную, которая притягивает, поэтому из какого-то простого татарского лагеря это превратилось в настоящее движение. Разве это не вселяет оптимизм?

А сейчас открылись полилингвальные школы, куда стараются попасть не только татары, но и все остальные. 

— В 2016 году вы дали интервью «БИЗНЕС Online», которое собрало больше 1 тыс. комментариев. Там вы говорили о том, что порой бывает сложно ответить на вопрос сына: а зачем нужен татарский язык? Сейчас стало легче отвечать на этот вопрос?

-У меня позиция всегда была такая. Язык наш формировался тысячелетиями, на нем разговаривали мои предки, почему я должен быть последним звеном в этой огромной истории? Если перестану разговаривать на татарском языке и мои дети перестанут разговаривать, то я окажусь предателем по отношению к своим предкам, своим бабушкам-дедушкам. Я ведь безумно их люблю, поэтому хотя бы по этой причине должен разговаривать.

Для меня все логично и никогда не возникает вопроса «разговаривать — не разговаривать». Потом это же красиво, разговаривать дома на татарском языке. И это очень сильно обогащает человека. Странно же было бы, если бы мы были заграницей, и два татарина разговаривали там на не родном языке. Странно же, ведь мы иначе превращаемся просто в смешных людей.

— Два татарина, разговаривающих на русском, это не совсем правильно?

— Это нормально. Но мы же должны себя как-то позиционировать. Допустим, у меня сын живет в другой стране, у них своя небольшая диаспора, это вызывает уважение у других людей. То есть, допустим два грузина здесь будут разговаривать только по-русски — это будет несколько странно

— Известный этнолог, академик Тишков, считает, что потеря языка и вовсе не ведет за собой потери идентичности…

— Вопрос времени. Если утрачен язык, то они будут хорохориться какое-то время, что-то из себя изображать пытаться… Я думаю, все равно наши люди будут возвращаться к языку, хотя бы на таком простом, бытовом уровне, не обязательно изучать язык литературный. Ведь для разговорной речи достаточно нескольких десятков слов. Я недавно об этом задумался, я, когда беру и читаю словарь — знаю это слово, но никогда в жизни его не произносил. И, когда начал анализировать, каким количеством слов я пользуюсь, оказалось, что их очень мало, для общения достаточно несколько десятков. Буквально 50 слов и будет полноценный разговор.

— С точки зрения изучения татарского языка это абсолютно реально.

— Абсолютно реально. 

«В русский театр очень трудно попасть… А в Качаловском театре вы давно видели молодого отечественного живого автора?»

ВСЕГДА СРАВНИВАЮ НАХОЖДЕНИЯ ПЬЕСЫ С ПОИСКОМ ДЕВУШКИ

— Вы говорили, что первые свои произведения писали сначала на русском языке, а потом сами же переводили на татарский.

— Я и сейчас так пишу, мне так удобно, но, когда я пишу на русском, в голове уже думаю о том, как буду это переводить. Чисто на татарском тоже писал, допустим «Казан егетләре» («Казанские парни»), у них вообще русского варианта нет, потому что некоторые произведения бессмысленно писать на русском языке, оно не будет звучать.

— Есть ли театральные постановки по вашим произведениям, написанным по-русски?

— В русский театр очень трудно попасть… А в Качаловском театре вы давно видели молодого отечественного живого автора?

— Николая Коляду как-то они ставили 

— Ну, ему уже за 60.

— Согласны с мнением, что татарский театр — это одно из мест, где татарский язык и культура сохраняются?

— Я всегда об этом говорю.

— Еще вы придерживаетесь мнения, что татарский театр должен ставить только татарских авторов.

— Абсолютно! У меня есть такая идея эксперимента: скажем, пять лет ставить в татарских театрах только современных, ныне живущих татарских авторов. Я разговаривал с ректором ГИТИС Заславским, он сказал, что это потрясающая идея и очень правильная. Она привлекла бы такой безумный интерес, причем международный. Вы  представляете, какое количество авторов начало бы сразу писать, потому что появилась бы надежда, что пьеса реально будет поставлена!

Вообще, надо идти на какие-то смелые шаги для привлечение большого количества людей, я даже не хочу называть это экспериментом. Это не эксперимент, а абсолютно реально, но что-то мешает сделать. Люди смеются, говорят, что я утопист, фантазер, а что такого, взять на пять лет и прекратить, хотя говорят, что на классике учатся. Учились бы на произведениях молодых! 

— И даже «Зәңгәр шәл» нельзя будет ставить и показывать эти пять лет?

— А что, мы не смотрели «Зәңгәр шәл», каждый татарин, наверное, уже по несколько раз посмотрел и «Зәңгәр шәл», и «Галиябану».

— Но достойных новых пьес же нет, так вам скажет практически любой режиссер в татарском театре.

— Это вечный процесс, сколько я занимаюсь драматургии, так было всегда. Кто-то не может найти пьесу, даже Марсель Салимжанов говорил, что у негов кабинете стопки по несколько метров высотой, а ставить нечего. Я всегда сравниваю нахождения пьесы с поиском девушки, потому что молодые люди не могут найти подходящих девушек, не могут найти любовь. Парни говорят, что хороших девушек нет, девушки, что хороших парней нет, особенно часто так говорят родители. Тоже самое с пьесой, пьеса же должна режиссеру понравиться, его затронуть, насильно онне может поставить ее…

— В самом начале у вас был такой тандем с Фаридом Бикчантаевым. Почему Бикчантаев перестал регулярно ставить ваши пьесы?

— Наверное, в определенный момент просто я ему надоел, но периодически же он меня ставит…

— Кстати, удивительно, что вы еще не становились лауреатом Тукаевской премии.

— Когда я был молодой, и один из спектаклей был номинирован на серьезную премию, директор театра им. Камала Шамиль Зиннурович Закиров пригласил меня в свой кабинет и сказал: «Мансур, давай мы тебя не внесем в этом список, ты не обидишься? Ты еще получишь, но там есть люди, которым надо получить». Я сказал, что хорошо,  согласен. Все, наверное, еще произойдет, я сильно не переживаю.

«Есть драматурги, но появляется их очень мало, такого массового литературного драматургического процесса нет. Потому что упал статус писателя по сравнению с советским периодом он стал очень низкий»

САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЭТО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, КТО И КОГО ЛЮБИТ

— Из молодого поколения татарских драматургов вы всегда выделяли Ильгиза Зайниева. Кем бы вы еще дополнили этот список?

— Я не буду никого называть, потому что это вызывает такую вещь, а почему ты про меня не сказал, и так далее, поэтому лучше никого. Есть драматурги, но появляется их очень мало, такого массового литературного драматургического процесса нет. Потому что упал статус писателя по сравнению с советским периодом он стал очень низкий. Проблема существует, и это касается материальных вещей, если бы за пьесу платили, как раньше, то был бы всплеск. Раньше было: «О, драматург!» Я помню, когда в Москву приехали Аяз Гилязов, Диас Валеев, Туфан Миннуллин, их принимали на таком уровне, с таким признанием, восторгом и чувством благодарности, что татары приехали в Москву, сейчас же такого трудно себе представить.

— Вы смотрели спектакль уже режиссера Ильгиза Зайниева по повести вашего отца «Три аршина земли»?

— Спектакль очень яркий, мощный, мне очень понравилась его концепция. И Зайниев художник, творец, потом ставить его в таком же варианте, как писал Аяз Гилязов… времена изменились, изменилась скорость жизни. Недавно смотрел одну передачу по каналу «Культура» и был потрясен. Там шел разговор о музыке и, оказывается классические музыкальные произведения XVI–XVIII веков сейчас играются быстрее, чем они игрались в то время, потому что многое изменилось. И слушая их в том формате, как их написал композитор, современный слушатель может уснуть. Все изменилось, и тем более литературные произведение, конечно их надо адаптировать к современной сцене.

— Вы театральный зритель активный?

— Я стараюсь смотреть, хотя, может, и что-то пропустил…

— Что особенно вам понравилось в последнее время?

— Я никого не удивлю, если назову «Тормышмы бу» Айдара Заббарова, не все я там, конечно, понял, но пришла новая атмосфера, свежая и она татарская. Самое главное же, как говорит Никита Михалков, которого я очень люблю, это создать атмосферу. А когда создаешь атмосферу, непонятно откуда рождается интерес к этому произведению. Вот эта атмосфера, когда человек забывается и заходит туда, где, может быть, особого сюжета нет и особых таких изменений, действия, конфликтов, но все равно это завораживает.

— При этом самые кассовые спектакли далеко не всегда самые лучшие или на что-то претендующие…

— Допустим, в театре им. Кариева поставили «Шайбу, шайбу» Камиля Каримова. Тоже, вроде, можно критиковать, но в пустом зале показывать спектакль, где нет зрителя — это еще хуже. Я вообще не люблю смотреть спектакль в пустом зале, возникает ощущение, что я ненормальный, люблю, когда аншлаг и люди сидят на полу или стоя смотрят. Я как-то сидел в театре на приставном стуле и говорю Ниязу Игламову, что самое почетное все-таки место — это приставной стул. А он: «Нет, самое почетное место — это стоя смотреть».

Возвращаясь к впечатлениям от спектаклей, я вообще иду в театр с ожиданием, что сейчас увижу что-то, но это происходит крайне редко, и даже среди московских спектаклей. Допустим, единственное, что мне понравилось за последние годы вот так серьезно, что я пересматриваю, это «Улыбнись нам, Господи» Римаса Туминаса по произведениям Григория Кановича в Вахтанговском театре. Вот это спектакль, вот это уровень! Я вам серьезно говорю.

— Кстати, ваш молодой коллега Артур Шайдулла тоже называл этот спектакль среди своих фаворитов. Хотя, кажется, более популярны другие спектакли Туминаса в Вахтанговском: «Дядя Ваня», «Евгений Онегин», «Маскарад»…

— Там есть, во-первых, потрясающая атмосфера, как я уже говорил, там есть движение и там есть судьба человека. Для меня очень важно, чтобы в произведении была судьба человека. Ну, и любовь, естественно, должна быть. Мне очень нравятся слова Петра Наумовича Фоменко, когда он начинал репетиции, то говорил, что самое главное — это определиться, кто и кого любит, потому что бывают такие пьесы, где невозможно определить это с самого начала.

Потом материал у Туминаса неожиданный, допустим, «Дядя Ваня» поставлен виртуозно, супер, но там нет ничего неожиданного, а «Улыбнись нам, Господи» — совершенно новый жанр, я по крайней мере такого не видел и просто с замиранием сердца смотрел этот спектакль и пересматриваю в интернете.

«Я как-то сидел в театре на приставном стуле и говорю Ниязу Игламову, что самое почетное все-таки место — это приставной стул. А он: «Нет, самое почетное место — это стоя смотреть»

ОКАЗАЛСЯ КГБЭШНИК, У НЕГО БЫЛО СВОЕ МЕСТО В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

— Был ли у вас, как у драматурга момент успеха, который вы хотели бы еще раз пережить?

— Конечно, это был не просто момент, это было много лет назад — «Казанские парни», спектакль Фарида Бикчантаева. Вот тогда я испытал, что такое успех, люди ходили по 15 раз на этот спектакль, мне было очень интересно за этим наблюдать. Покойный драматург Аманулла играл в этом спектакле, и я не только от него слышал, что это было лучшее время для нас, для актеров. Хотя это были для страны тяжелые времена — начало 90-х, когда все разрушилось. И, конечно, «Казанские парни» — это ощущение успеха, я в принципе, жду, чтобы еще раз испытать это. Хотя разные бывают ощущения, вот сейчас я написал «Микулай»  и это был успех — в театре им. Кариева и Альметьевской татдраме, но это не такой успех, как «Казанские парни», которые шли много лет с большим аншлагом.

— Какие из ваших пьес еще ждут своего звездного часа?

— У меня есть мощнейшая пьеса, она называется «Бурлак», она очень сложная для постановки. Я ее переписал еще один раз, потому что Фарид Бикчантаев, когда прочитал, сказал, что нет женских ролей. В первом варианте там вообще была одна только женщина. Я явлением бурлачества интересуюсь и всегда интересовался. Женщины тоже были бурлаками, были женские ватаги, в итоге я ввел в пьесу их в большом количестве, и сейчас у меня есть новый «Бурлак». Я не переживаю, потому что эта пьеса не привязана ко времени, она не о современности, а историческая, к тому же происходят удивительные вещи. У меня есть пьеса, которая была написана 15 лет назад, она называется «Не смейтесь, я умираю», она где-то издана, я ее не продвигал, никому не предлагал, но вдруг неожиданно в прошлом году два театра, причем одновременно, ее поставили в Нижнекамске и в Уфе, в ноябре были две премьеры.

— Почему так произошло?

— Ну, не хватает комедий, наверное… Самое интересное, что, например, «Бичура» ведь была поставлена не вовремя, хотя Фарид Бикчантаев поставил ее просто гениально. Чисто поставлена, без шероховатостей, но ведь народ ее не понял, не просто народ и театр не понял. Ее поняли только Фарид Бикчантаев и его исполнители, которые говорили, что очень приятно играть в этой пьесе. И говорили это искренне. «Бичуру» показали всего 7 или 8 раз.

— У интеллектуального татарского театра мало зрителей…

— Но это, наверное, нормальное явление. Вот покойный Гафур Каюмов носился с идеей сделать татарский камерный театр, но это не для нашего зрителя. Но у нас не найдется такого количества зрителей-таких суперинтеллектуалов. Камерный театр может быть в Москве, может быть в Санкт-Петербурге, он может быть в европейских городах, куда люди приходят подготовленные, прочитав пьесу. Наш зритель любит современное, спектакли Ильгиза Зайниева это и показывает, что нашим людям нужна зрелищность, больше развлечений.

И я не согласен с критикой в адрес зрителей. У нас прекрасный зритель, потому что всегда говорю, что у нашего народа есть традиция. Если в Грузию поехать, то они поведут гостя не в театр, а куда-нибудь в шашлычную, еще куда, а мы, татары, поведем в театр. Во всяком случае у меня есть такие ощущения, что, когда приезжают гости из другой страны или города, мы ведем его в театр, причем вне зависимости от национальности.

Самое главное, что у нас в театр ходит молодежь. И причем, сам себя похвалю, я сыграл в этом огромную роль, ну, не я, а мы с Фаридом Бикчантаевым. Я в то время каждый день ходил в театр, причем каждый день ходил в театр и со мной вместе ходил один мужчина. Стал интересоваться этим, почему он тоже ходит, я то ладно, у меня специального образования нет, мне надо было смотреть все спектакли, познавать законы сцены и так далее. А этот оказался кгбэшник, у него было свое место в зрительном зале, в то время были такие вот законы, середина 1980-х. Я помню его до сих пор, такой красавчик, он меня заметил, мы так друг другу улыбались, но это его работа была в то время.

Так вот, в то время публика в татарском театре была очень взрослая, а когда «Казанские парни» появились, в театр пришла молодежь. Парень знакомился с девушкой и куда ее вел? Он ее вел в театр и этот процесс закрепился. Сейчас молодежь ходит в театр на все спектакли и на серьезные тоже.

«Я считаю, что выполняю большую задачу в процессе формирования и продвижения татарского кино»

У НАС ИДЕТ КРЕН В СТОРОНУ АВТОРСКОГО КИНО

— Вашу пьесу «Исәнмесез» в театре им. Камала поставил Фарид Бикчантаев, а теперь экранизирует Ильдар Ягафаров.

— Я считаю, что выполняю большую задачу в процессе формирования и продвижения татарского кино.

— Когда появится большой татарский фильм. Что этому мешает?

— Этому мешает многое: отсутствие опыта, недоверие руководства республики и поэтому такое достаточно слабое финансирование, в основном это. А так делаются первые шаги. Очень сложные технологии современного кинематографа, привлечь зрителя после того, что они смотрят на больших экранах (американское кино, сейчас и российское кино достаточно мощное), где очень много компьютерной графики, зрелищности, пока мы это не можем создать, у нас идет крен в сторону авторского кино.

— Плохо это или хорошо?

— Это современная ситуация, этот шаг, наверное, надо проделать, я думаю, пока мы в количественном плане, конечно, растем, снимается достаточно много фильмов. Мы нащупываем формат, допустим, вот Миляуша Айтуганова, как продюсер она создала фильм «Әпипә» — зрители смотрят это с восторгом, хотя к этому фильму может быть много нареканий, но зритель это воспринимает, у нас особый зритель. И это наш формат — музыка,  песни, любовь, юмор, популярные наши артисты.

— На последнем «Кинотавре» победил якутский фильм «Пугало» режиссера Давыдова с бюджетом в 1,5 млн рублей, получается, что деньги — это не главное.

— Есть такое понятие как «якутский феномен», они окрыленные, они снимают действительно за 1,5 млн и люди ходят в кинотеатры, потому что им повезло в том плане, что республика маленькая по числу жителей, зрителей мало и у них нет американских этих блокбастеров, к ним не зашли сети крупных кинотеатров, поэтому они ходят на кино свое, родное. Народ очень самобытный, и эта новизна тоже является основой успеха.

-Они научились делать профессионально?

-Да, да, да, они и снимают много, у них около 100 фильмов снимается в год, это очень хорошо, якуты являются для нас образцом, показателем и это дает надежду, что мы тоже поднимемся на этот уровень.

— Когда выйдет фильм «Исәнмесез»?

— Фильм полностью отснят.

— Это шаг вперед по сравнению с «Байгалом»?

— Я надеюсь.

«У меня есть несколько вариантов развития событий в мире и вообще появления этого вируса. Я думаю, что этот вирус не природного происхождения»

«ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНА ТЕМА — ЭТО ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

— Ваш коллега Ркаил Зайдулла сегодня главный трибун в Госсовете РТ, а вам никогда не предлагали стать политиком?

-Нет,  я не политик,  не могу выступать, Ркаил — боец, у него такой характер, он очень мужественный, бесстрашный человек. Мне никто не предлагал, даже если бы предложили, не принял бы предложение. Я такой пасссионарий-индивидуалист, держусь в стороне от политики, мне это не интересно. Мне интересно заниматься искусством, и  сейчас буду писать только то, что мне интересно, не думая, поставят это или не поставят.

Эту фразу я уже много раз повторял, Микеланджело говорил: «Мои образы преследуют меня». Вот это очень важная вещь, и в анализе пьесы и спектакля я всегда держу эту фразу в своей голове. Преследовали образы этого художника или не преследовали, это сразу видно. Если образы не преследовали, то произведение получается не настоящим, должно быть так, что ночью просыпаешься и что-то записываешь и только тогда получаешь удовольствие. 

— Ковидную эпоху не собираетесь отразить в своих произведениях?

— Нет, это же на потребу дня писать. Я думаю, что сейчас появится много пьес на эту тему.

— Вас нынешняя ситуация с пандемией не трогает?

— Трогает очень сильно, конечно меня это трогает, я об этом много думаю. У меня есть несколько вариантов развития событий в мире и вообще появления этого вируса. Я думаю, что этот вирус не природного происхождения. Во-первых, когда это появилось, я сразу вспомнил свою бабушку. Идею написания «Бичуры» мне подсказала моя бабушка Нурбахар, она рассказала мне про бичуру и сказала, что когда люди теряют нравственность, то приходит бичура, и он создает какую-то большую проблему, чтобы человек осознал это и вернулся к своему нормальному положению. Во-вторых, сейчас планета Земля перенасыщена людьми, которые занимаются только потреблением. Она не выдерживает такого количества людей, Ризван Хамид, мой учитель, очень мудрый человек был, мне всегда говорил: «Мансур, существует в мире несколько крупных тем, это может быть любовь и т. д. Но останется только одна тема — это человек и природа».  Я верю в сверхъестественное происхождение этого заболевания.

— Вы думаете о своем месте в татарской литературе?

— Если честно, то нет. Не задумывался, моя задача — это работать и какие-то свои мысли, чаяния, переживания доносить до зрителя, до читателя, а так думать, что я войду в историю, что мне поставят памятник, нет. Если об этом задумываться, то работать будет очень трудно, а я люблю естественные процессы, все должно происходить естественно.

 — Писательская династия Гилязовых на вас прервется или нет?

-Я уже говорил, что есть понятие генетики, это может произойти через поколение, через два, три. Тот самый генетический код, допустим, мы говорили о языке, можно поговорить о религии. Я могу сказать, что, допустим, мы своих детей не притягивали к религии, у нас не было возможности тогда иметь религиозные позиции. Советское время, тем более родители боялись всего этого… А дети сами пришли к этому, они живут более праведной жизнью, более правильной. Это же и есть генетический код, я живу гораздо неправильной, более грешной жизнью, чем мои дети и мои внуки, надеюсь.

— Смелое заявление…

— Это реальная ситуация, я вообще искренне, я же здесь не позер. Вообще, это же удивительная вещь, вот, допустим, у Аяза Гилязова три сына, и все трое разные абсолютно, хотя рожденные одной матерью от одного отца. У нас характеры абсолютно разные. Не зря я очень люблю роман «Братья Карамазовы».




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus



Заведующий рефракционным отделением клиники микрохирургии глаза АйМед Кирилл Светлаков: как снизить нагрузку на глаза при работе с гаджетами

РОССИЯ ПРОВЕРИТ ЦРУ И СЕКРЕТНУЮ СЛУЖБУ США?!

"Матрица" от ShantiOlga активирует изобилие

Студия звукозаписи в Москве. Студия звукозаписи цена.


"Матрица" от ShantiOlga активирует изобилие

На Велавару - в поисках приключений

Студия звукозаписи в Москве. Студия звукозаписи цена.

Топ-5 мест в России, куда можно сбежать от жары


‘He walked just fine’: Pros react to Abdul Razak Alhassan vs. Cody Brundage ending in controversial no-contest

UFC Denver video: Abdul Razak Alhassan vs. Cody Brundage ends in no-contest after illegal blows

See the $10M New Orleans mansion with a grisly past that lured a potential new buyer in less than a day

Warner will not be considered for 2025 Champions Trophy: Bailey


Маэстро.

Владимир Путин открыл движение по обходах Твери и Тольятти

Доля ремонтов по ОСАГО упала почти в 2,5 раза

Водопады "Три сестры"


How well does XCOM: Enemy Within hold up today?

Yesterday I ignored 10 tornado warnings to finish a Destiny 2 raid, didn't get the exotic drop, and disappointed my fiancée. Is there some sort of lesson here?

Former Bungie lead counsel explains how the studio nailed one of Destiny 2's most infamous leakers

Двадцать пять человек за одним столом под звуки караоке – это было шедеврально!



Рекой подать. Туристы рассказали, куда едут в круизы из Москвы

Постоянно тока Москва // Столичный регион могут подпитать от двух АЭС с помощью новых линий

Александра Сабадаша не доверили петербургскому правосудию // По обвинению в хищении кредитов экс-сенатора будут судить в Москве

Судебный процесс над экс-сенатором Сабадашем перенесли из Петербурга в Москву




Депутат Мособлдумы Владимир Жук передал бойцам СВО генератор

В шести скейт-парках «Московских сезонов» проходят бесплатные тренировки

«Известия»: московские ученые создали новаторскую методику для изучения древней ДНК

В Москве мужчина на улице избил жену и отобрал у нее грудного младенца


Шахматисты из спортшколы им. Ботвинника стали призерами этапа кубка России

В Твери вновь выступит Игорь Бутман и его джазовый оркестр

В путешествия со столичных речных вокзалов в этом сезоне отправилось свыше 160 тысяч человек

Технологию управления беспилотником через спутник реализовали в России


Алькарас обратился к Джоковичу после финала Уимблдона

Надаль, Шаповалов, Опелка, Томлянович сыграют на US Open по защищенному рейтингу, Осака не попала в основу

Крейчикова выиграла второй турнир «Большого шлема» и вернется в топ-10

Карлос Алькарас за день до финала Уимблдона играл в гольф


НАТО грозит России новым оружием

Сергунина: Уже более 160 тыс. человек побывали на фестивале «Усадьбы Москвы»

"Вести" пообщались с членами семейного марийского ансамбля "Родник" из Мишкинского района Башкирии

Росатом и Якутия обсудили вопрос комплексного подхода к развитию Арктической части республики


Музыкальные новости

Анастасия Решетова рассказала про «аварийный период» сына от Тимати

Движение «МотоАнгелыДетям» получило в подарок гитару с автографом Розенбаума

Дни рождения

У рэпера Тимати угнали элитную машину в центре Москвы



Александра Сабадаша не доверили петербургскому правосудию // По обвинению в хищении кредитов экс-сенатора будут судить в Москве

Рекой подать. Туристы рассказали, куда едут в круизы из Москвы

Общество: Скоростное движение в обход Твери и Тольятти укрепит экономику и логистику России

Судебный процесс над экс-сенатором Сабадашем перенесли из Петербурга в Москву


Долгожданный хоккейный кемп школы Дедова Ивана «РФ Хоккей» победил в Москве!

Владимир Путин открыл движение по обходах Твери и Тольятти

Сазыкина ищет справедливости в суде: требует от ПЦ Матвиенко 570 000 руб. за нарушение авторских прав

SHAMAN посетил концерт Лепса в компании любимой жены


Столичный СК: число отравившихся шаурмой на Дмитровском шоссе выросло до 17

Общество: Скоростное движение в обход Твери и Тольятти укрепит экономику и логистику России

В Подмосковье сотрудники Росгвардии задержали нетрезвого водителя

СК РФ: число отравившихся шаурмой на севере Москвы выросло до 17


Путин открыл последний участок трассы М-11 из Москвы в Санкт-Петербург

Путин на Lada Aura дал старт движению по новым трассам в обход Твери и Тольятти

Названа стоимость проезда из Москвы в Петербург по М-11

Путин открыл последний участок трассы из Москвы в Санкт-Петербург


Число заболевших коронавирусом в России увеличилась на 3,1 процента




Восстановление запястья после неправильной репозиции костей за 1 прием

Больницу в Люберцах проверят после заявлений об отсутствии лекарств

На Казанском вокзале столицы прокуратура выявила нарушения санитарных норм

Врач дерматолог-косметолог Мадина Байрамукова: как уберечь себя от укусов комаров и ос


Сам придумал наступление, сам отразил: пресс-конференция Зеленского превратилась в сеанс одновременного вранья, шантажа и гипноза

МИД РФ: Вашингтон дал Киеву карт-бланш на удары по российской территории


Соревнования по мини-футболу в честь 30-летия Центра подготовки Росгвардии прошли в Москве

Экипаж «Авторадио» стал вторым в зачете «Гранд-тур» ралли-марафона «Шелковый путь – 2024»

Трусова и Игнатов сыграют свадьбу 17 августа

Росгвардия обеспечила безопасность на футбольном матче в Москве


Олег Кожемяко и Александр Лукашенко обсудили создание морского порта в Приморье

Будем дипломатичными, пока сапог не ступит на нашу землю — Лукашенко

Лукашенко: Минск нацелен решать проблемы с соседями дипломатией, а не войной

Минск предлагает урегулировать отношения с Варшавой и Вильнюсом, но не видит ответных шагов



Собянин поддержал проведение 37-й Московской международной книжной ярмарки

Сергей Собянин рассказал о развитии производства промоборудования в Москве

Сергей Собянин. Главное за день

Собянин рассказал, как провести летние каникулы в Москве


Жара, наводнения, нашествие слизней: шаманский заговор или климатическое оружие против России?

Синоптик Леус: погода в Москве вернется к климатической норме 18 июля

В Москве построят еще 200 зарядных станций для электромобилей

Новая эра фарминга с приложением Tonique от создателей "Смешариков"


Столичный суд приговорил фигурантку по делу «Оборонсервиса» к 5 годам заключения

Вильфанд: жара в Москве начнет отступать с четверга

Росводоканал опубликовал отчет об устойчивом ...

Около 5 тыс. москвичей приняли участие в бесплатных тренировках в скейт-парках


Гребцы Архангельской области выступают на Всероссийских соревнованиях

Дни рождения

АО «Транснефть - Север» в I полугодии 2024 года выполнило диагностику более 1 тыс. км трубопроводов в 4 регионах

Многолетнюю мерзлоту будут изучать в Амурской области


В рейтинге городов России по объемам ввода жилья Севастополь на 29 месте, Симферополь — 73

Дорогу, в провале которой в 2014 году погибли 6 человек, снова закрыли

«Падает цена там, где она уже перегрета». В Симферополе цена на квартиры-малютки снизилась, в Севастополе — стабильно высокая

Круиз-викторина "Твоей истории негромкой мне дорог каждый уголок"


ФСБ обнародовала показания признавшегося в военных преступлениях гитлеровца

В Твери вновь выступит Игорь Бутман и его джазовый оркестр

В 54 дачных поселка могут провести газ в рамках соцгазификации в Ленинском округе

Shot: в Москве умер экс-главред "Ведомостей" Андрей Шмаров












Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Уимблдон

Алькарас уверенно переиграл Джоковича и выиграл Уимблдон






«Medya Gunlugu», Турция: «Подходи, но не слишком близко…»

Около 34 тыс контрактов заключили через торгового бота на портале поставщиков Москвы

Четырехлетняя девочка выпала из окна многоэтажки в Москве

ФСБ обнародовала показания признавшегося в военных преступлениях гитлеровца