Остановит ли Белоруссию решение России уничтожать санкционные продукты
Реэкспорт белорусских продуктов в Россию резко сократился — надолго ли?
Николай Радов
Подписанный 29 июля Владимиром Путиным Указ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», разрешающий уничтожение продукции, которая попала на территорию страны, несмотря на продуктовое эмбарго, наделал довольно много шума как в самой России, так и за ее пределами, и в том числе в Белоруссии. И если простые граждане республики восприняли данную новость довольно индифферентно, то белорусские чиновники не на шутку занервничали. Причем официальная версия обеспокоенности Минска оказалась довольно прозаической — якобы белорусы опасаются, что местная продукция может быть по ошибке уничтожена вместо запрещенной. Как заявил на недавней пресс-конференции министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц, «мы с Россельхознадзором, с Федеральной таможенной службой Российской Федерации обсуждаем эти вопросы, чтобы они с пониманием отнеслись к этому, чтобы, не дай Бог, по какому-то недоразумению, непониманию не попали товары Республики Беларусь». Однако на самом деле причина нервозности белорусских чиновников совсем в другом.
Несмотря на слова министра о том, что решение российских властей для Белоруссии «по большому счету ничего нового не вносит», так как страна «никогда не пыталась под флагом Республики Беларусь поставлять в Россию польские овощи, икру из Норвегии или США», события последнего года говорят об обратном. Согласно только официальным данным Белстата, введение российского запрета на поставку продовольственных и сельскохозяйственных товаров из стран ЕС, Норвегии, США и иных государств серьезно изменило облик внешней торговли республики. В прошлом году на фоне общего сокращения экспорта белорусской продукции в Россию поставки продовольствия и сельхозсырья, наоборот, существенно выросли, и именно по «санкционным» товарам: на 87,2% вырос ввоз овощей, на 64% — поставки фруктов, на 44,1% — рыбы и морепродуктов. Не изменилась ситуация и в нынешнем году, даже несмотря на то, что Россельхознадзор неоднократно доказывал белорусской стороне, что прекрасно знает о реэкспорте и стремится его пресечь. Ни для кого уже не новость, что российские службы еженедельно останавливали и возвращали в Белоруссию сотни тонн санкционных товаров, которые шли в Россию либо под видом белорусских, либо по поддельным документам. Более того, как отмечают в Россельхознадзоре, из-за стремления белорусов заработать как можно больше на проблемах своих восточных соседей качество поставляемых из республики продуктов стало катастрофически падать, угрожая в некоторых случаях жизни потребителей. Причем подобные проблемы стали проявляться даже в таких традиционных отраслях белорусского экспорта, как мясная и молочная продукция.
Нынешние слова министра сельского хозяйства Белоруссии о том, что «мы всегда все делали цивилизованно, так, как договорились с Российской Федерацией», и впредь «будем следить за тем, чтобы наша продукция бесперебойно поступала на рынки России и ни на йоту не вызывала сомнений по стране происхождения и по качеству», на фоне событий последнего года выглядят по меньшей мере смешно. Многочисленные истории, связанные с появлением на российских прилавках «белорусских» мидий, устриц, скандинавской рыбы, яблок и т.п., уже давно никого не удивляют, а все слова Минска о соблюдении союзнических соглашений не более чем формальность. Тем более что в схемах реэкспорта замечены многочисленные чиновники и крупные бизнесмены республики, которые так или иначе имеют покровителей в руководстве страны и по-прежнему надеются обойти российские законы. Иначе сложно объяснить тот факт, почему сразу после вступления в силу указа В. Путина об уничтожении запрещенной к ввозу продукции управления Россельхознадзора только по Тверской и Псковской областям констатировали резкое снижение грузопотока подкарантинных грузов на российско-белорусском участке границы — до 80%. Проще говоря, белорусы практически остановили реэкспорт санкционных товаров, которые, по словам местных чиновников, уже как год через территорию республики в Россию не пропускают. Только за одну ночь с момента действия указа десятки водителей фур, узнав о возможном уничтожении груза, развернули свои машины обратно в Белоруссию.
Вероятно, именно потому, что теперь перед местными чиновниками и бизнесменами замаячила серьезная угроза финансовых потерь (раньше грузы попросту разворачивали, и их, при самом худшем варианте, можно было реализовать в Белоруссии), в Минске и озадачились поисками новых путей реэкспорта, обещая при этом российским коллегам, как и раньше, следовать достигнутым договоренностям. Поэтому, скорее всего, новые драконовские меры в России не остановят предприимчивых белорусов, и уже в ближайшее время снова начнется рост поставок персиков, яблок, лосося, мраморной говядины и прочих продуктов, которые за последние несколько месяцев стали в неимоверных количествах производиться в Белоруссии. Клондайк, о котором еще год назад говорил тогдашний замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич в связи с вводом российских санкций, вряд ли даст белорусской номенклатуре спать спокойно, так как никто не собирается упускать свою личную выгоду. Поэтому и остановить белорусов новый российский указ вряд ли сможет. Как говорится — ничего личного, только бизнес!