«Последствия будут необратимыми»: в Николаевской области вновь заговорили о затоплении «Бугского Гарда»
В Николаевской области вновь подняли вопрос сохранения национального парка «Бугский Гард», часть которого хотят затопить в рамках строительства Ташлыкской ГАЭС и Александровского водохранилища.
В Николаеве создали рабочую группу, в которую вошли глава штаба сопротивления затоплению «Бугского Гарда», руководитель Тилигульского заповедника, экологи и член исполкома Николаевского горсовета Никита Плеханов.
Никита Плеханов рассказал «Новостям-N», что прежде, чем расширять Александровское хранилище и затапливать часть территории национального парка, должны были провести общественные слушания, но их сделали в онлайн-режиме, когда недовольные граждане пишут «замечания», на которые получают «отписки».
- Они хотят «протянуть» вопрос втихую, жителей ОТГ в 30 километрах от парка задобрили, - сказал Плеханов.
Он отметил, что Южноукраинская АЭС еще 8 апреля опубликовала отчет по оценке воздействия на окружающую среду, а за день до этого, 7 апреля, начались «онлайн-слушания».
- Они делают это в разгар пандемии, надеясь «протянуть» устаревший проект 60-х годов. Мы будем писать всевозможные обращения в областную администрацию, в горсовет, на уровень депутатов Верховной рады и Офиса Президента, чтобы обратить внимание на опасную для экологии ситуацию. Мы хотим добиться того, чтобы вопрос закрылся раз и навсегда, - подытожил Плеханов.
Доцент НУК им. Адмирала Макарова Инна Тимченко на своей странице в Facebook сообщила, что в планах у АЭС поднять уровень Александровского водохранилища на 4,7 метров (сейчас он — 16 метров, хотят сделать 20,7м).
По ее словам, затопление не только нарушит целостность объекта национального значения — последнего аутентичного ландшафта, связанного с историей Запорожской Сечи (все остальные объекты по Днепру затоплены). Тимченко заявляет, что подобное действие «аукнется» последствиями и детям, и внукам живущих сейчас николаевцев.
Тимченко отметила, что при строительстве Ташлыкской ЧАЭС будут перестраивать и земляную плотину, отделяющую охладитель атомной электростанции. Из-за этого в реку Южный Буг сбросят почти 11 миллионов кубических метров технической воды.
«Атомщики говорят, что сбросят их весной в половодье. Но какое половодье??? Оно у нас не наблюдалось уже много лет, водность катастрофически низкая. Можно только представить тот удар, который получит рыбное хозяйство, а также, что будет с рекой и как она зацветет после того», - пишет Тимченко.
Кроме этого, Тимченко приводит нормы Водного кодекса. В нем предусмотрен запрет на строительство водохранилищ, если объем искусственных водоемов будет превышать естественный сток. Доцент отметила, что сегодня объем искусственных водоемов на реке Южный Буг составляет 1,5 млн куб.м, а естественный сток в 2015 году составил всего 1,3 млн куб.м.
«Несоблюдение кодекса в условиях климатических изменений может иметь столь необратимые последствия, которые трудно себе представить. Мы живем в маловодном регионе, любые подобные манипуляции с рекой — это ужасные непоправимые последствия для наших детей и внуков», - резюмирует доцент НКИ.
Она также отмечает, что Министерство защиты окружающей среды всегда было на стороне противников строительства ЧАЭС и ни разу не давало прямого согласия на стройку, при этом в отчете почему-то указывается ссылка на согласование с Министерством, которое получили еще в 2018 году (до начала оценки влияния на окружающую среду).
Напомним, в 2017 году жители Николаевщины передали в Верховную Раду более 6 тысяч подписей за сохранение НПП «Бугский Гард».