Новое дело против журналистов, карьера Бернарда Мэдоффа и как заставить себя работать в пятницу
Четыре журналиста студенческого издания ВШЭ стали фигурантами уголовного дела за видеоролик
Четыре журналиста студенческого издания ВШЭ стали фигурантами уголовного дела и попали под домашний арест за видеороликК обыскам и уголовным делам на журналистов, казалось бы, пора привыкнуть. Но сегодняшняя история с журналом студентов ВШЭ DOXA — из ряда вон выходящая даже по нынешним меркам. Четыре журналиста издания стали фигурантами уголовного дела по статье о «вовлечении несовершеннолетних в опасные действия» — якобы призывах к участию в митинге в поддержку Навального. За это им грозит до четырех лет лишения свободы, а пока что суд под видом «запрета определенных действий» отправил их под домашний арест.
Утром к главреду DOXA Армену Арамяну и журналистам Владимиру Метелкину, Наталье Тышкевич и Алле Гутниковой статье 151.2 УК — «Вовлечение несовершеннолетнего в опасные для него действия». Речь, как нетрудно догадаться, о февральских митингах в поддержку Алексея Навального. Сотрудники DOXA, как делом на главу штабов Навального Леонида Волкова. DOXA — независимое студенческое издание, основанное учащимися и выпускниками ВШЭ. Регулярно критикует руководство вуза и действия властей, подробно освещает протестные акции и участие в них студентов, собирает средства в их поддержку. В 2019 году ВШЭ лишила DOXA статуса студенческой организации за критическую статью о ректоре другого учебного заведения, РГСУ, Наталье Починок, проигравшей выборы в Мосгордуму. Руководство ВШЭ назвало статью «неприемлемым переходом на личности». Видеообращение под названием «Им не победить молодость», о котором говорила следователь, было записано и выложено в YouTube в ночь на 23 января — первого и самого большого несогласованного митинга в поддержку Алексея Навального после его возвращения в Россию. Сейчас видео удалено, но его копии легко можно найти в Google. Журналисты говорят о том, что студентам не надо бояться незаконных угроз отчисления, а граждане России имеют право на мирный протест (в видео об этом нет, но такой пункт есть в как выяснил РБК, проводила та же лингвист, что и в деле о клевете Алексея Навального на ветерана Игната Артеменко) решила иначе. Вечером суд избрал всем четырем журналистам меру пресечения, которую трудно назвать иначе как издевательской. Формально — это более мягкий запрет определенных действий, фактически — домашний арест: всем четверым запрещено выходить из дома с 0:00 до 23:59 и общаться с кем-либо, кроме родственников и следователя, а также пользоваться интернетом и другими средствами связи. Что мы об этом думаемЭто дело — такой же акт преследования журналистов за их профессиональную деятельность, как и февральский уголовное дело на главреда «Важных историй» Романа Анина. Инициаторы могут быть разными, но цель одна — запугать журналистов и отбить у них желание связываться с опасными темами и влиятельными лицами. При этом до сих пор ценой статьи могла стать потеря работы или крупный иск — а теперь все чаще становится свобода. The Bell выражает поддержку сотрудникам DOXA. Их дело должно быть прекращено.
О каком бизнесе мечтают россияне«Яндекс» порассматривать, — компания проанализировала запросы россиян об открытии нового бизнеса за 10 лет и вывела главные закономерности. Самым модным новым бизнесом 2020 года в «Яндексе» стал пункт выдачи заказов из интернет-магазинов, на втором и третьих местах — курьерские компании и кухни с доставкой (все — неудивительно). Но не менее интересно рассмотреть исторический график за 10 лет — как исчезали мечтатели о ларьке с шаурмой (последнее появление в топе — 2012 год) и магазинах пива (2014-й). Впрочем, пожалуй, самое грустное и ностальгическое — «визовый центр» в топе 2013 года.
Бедность не прошлаРосстат отчитался об итогах борьбы с бедностью в 2020 году. С помощью поддержки малоимущих (только семьям с детьми государство объясняли в прошлом году The Bell экономисты.
Умер мошенник века Бернард МэдоффТот случай, когда невозможно удержаться от журналистского штампа «ушла эпоха»: в тюремной больнице, не дожив две недели до 83-летия, умер Бернард Мэдофф — создатель, предположительно, крупнейшей в истории финансовой пирамиды, лопнувшей в разгар кризиса 2008 года. В отличие от большинства создателей пирамид, Мэдофф ступил на эту кривую дорожку, уже будучи не просто известным финансистом, а одним из столпов Уолл-стрит: он, в частности, стоял у истоков технологической биржи Nasdaq и был ее председателем в 1990–1993 годах. Примерно тогда же безнадежно «медвежий» рынок толкнул его на путь пирамидостроительства.
Тысячи высокопрофильных инвесторов, включая инвестфонды, крупных финансистов и знаменитостей, за 15 лет доверили Мэдоффу больше $19 млрд, которые ко времени краха пирамиды должны были превратиться в $65 млрд. Клиентам финансист объяснял, что зарабатывает на особой быстрой схеме «вход-выход» с акциями компаний S&P 100 с использованием опционов на те же бумаги. В реальности его бизнес представлял старую как мир «схему Понци» — с новыми инвесторами расплачивались деньгами старых, а скрыть это помогал небольшой «настоящий» бизнес. Целиком историю крупнейшей пирамиды в истории Уолл-стрит читайте здесь.
Новый гость — Алексей Агранович16 апреля в 19.00 гостем Bell.Club станет актер, режиссер, продюсер российского кинематографа и руководитель «Гоголь-Центра» Алексей Агранович.
Ведущая встречи — журналист Фекла Толстая.
Как пандемия изменила московские театры — и их зрителей? Как новая цифровая реальность влияет на искусство? Край света: как кино выступает драйвером развития культурной жизни в регионах и почему это важно.Обсудим эти и другие вопросы вместе с Алексеем и Феклой на закрытой встрече Bell.Club. Билеты по ссылке.
Алексей Агранович является учредителем фонда «Хрупкие люди», который помогает больным несовершенным остеогенезом: это генетическое заболевание, из-за которого кости истончаются и ломаются от любого неловкого движения. Часть выручки от встречи будет направлена в пользу фонда. Если вы тоже хотите помочь его подопечным, это можно сделать здесь.
Как заставить себя работать в пятницуПроблема, близкая многим в редакции The Bell (напомним, мы делаем еженедельную итоговую здесь.
Как перепридумать тест на беременностьКазалось бы, быстрый тест на беременность — одно из самых удобных (и давних по технологическим меркам) изобретений человечества. Но и его оказалось не так трудно улучшить и на этом заработать. WSJ рассказывает про стартапы, которые внесли в этот универсальный продукт по одному маленькому изменению, которое решает проблему женщин: например, понятное опасение, что выброшенный в мусорную корзину тест изучит кто-то посторонний (или, что может быть еще хуже, кто-то близкий). Стартап Lia (только что получил $5 млн инвестиций) сделал тест, который можно спускать в унитаз (казалось бы, очевидная идея для каждого, кто видел рекламу туалетной бумаги со смываемой втулкой). Стартап Ovry — такой тонкий тест, что его можно свернуть до размера в ноготь перед тем, как выбросить. Стартап Stix собирается вкладывать в упаковку (без картинок и заметных надписей) вместо длинных бумажных инструкций, которые никто не читает, QR-код с цифровой инструкцией и ссылками на расслабляющие практики — медитацию или судоку.