Создание АЭС отдаст энергетику Эстонии на растерзание стартаперам
Проект атомной станции в Эстонии не имеет перспектив, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» президент фона исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
Эстония продолжает атомную тему
Министр окружающей среды Эстонии Тынис Мёльдер заявил, что правительство намерено рассмотреть вопрос о строительстве атомной станции в стране. Рабочая группа должна собраться в мае и проанализировать ситуацию.
Заявку на инициирование специального плана по АЭС должна подать компания Fermi Energia, но для этого надо принять стратегическое решение о перспективах эстонской атомной энергетики, пока этого в Таллине сделано не было.
Рабочая группа оценит потребности Эстонии в атомной энергетике, а решение по проекту примет эстонский парламент.
Разговоры об атомном проекте в Эстонии идут давно: Fermi Energia собирается возвести малый модульный реактор в волости Виру-Нигула. Проект планируется в 300 МВт и относится к семейству малых атомных реакторов.
Существуют большие сомнения по проекту: эстонская экономика является дотационной, не обладает промышленностью и устойчивым спросом.
Идея атомной станции напомнила проект железнодорожного туннеля из Таллина в Хельсинки. Данный проект также периодически всплывает Эстонии, но он стоит десятки миллиардов долларов США
Однако и атомная станция обойдется в большую сумму даже в виде малого энергоблока. Если эстонцы утвердят проект, то обратятся за помощью в ЕС, но в Брюсселе негативно относятся к атомной энергетике и не захотят выделять на нее деньги.
Непонятно и то, кто будет строить проект: эстонцам сложно найти приемлемого подрядчика с точки зрения финансов и политики.
Энергетика Эстонии находится в кризисе
«Эстония находится в безвыходной ситуации: комплекс тепловых станций (ТЭС), которые существуют в стране и функционируют на сланце, категорически не попадает в новую безуглеродную политику ЕС», - констатирует Анпилогов.
В 2018 году в Эстонии работала государственная комиссия, искавшая будущее у сланцевой энергетики, но ее выводы оказались неутешительными. Мало того, что такие ТЭС выделяют CO2, но и оставляют огромную массу вредных отходов.
«Возникает вопрос: «Что делать?» Если переходить на зеленые технологии, то у Эстонии не та территория: нет хороших ветров и солнечной инсталляции. Если переходить на более экологичное углеродное топливо, то надо договариваться с РФ», - заключает Аниплогов.
У Эстонии существует два варианта. Первый из них – это сесть на плечи ЕС и быть чистым экспортером электроэнергии, данный путь Эстония де-факто и выбрала – были проложены морские энергокабели, а второй – строительство собственной атомной станции.
«Проект АЭС упирается в неприятный факт – эстонский рынок является копеечным, а главным потребителем энергии значится город Таллин, население которого менее полумиллиона человек. Это крупнейшая агломерация страны, чье население официально составляет 1,3 млн человек, а с учетом миграции, то реально находится вокруг цифры в 1 млн человек», - резюмирует Анпилогов.
Таллин нужно содержать как нормальный город, т. е. чтобы там было электричество: отсюда и появилась цифра в 300 МВт генерации.
Эстонцы занимают маниловщиной
«Такой проект балтийским странам необходимо делать на троих. В этом случае они смогли найти 5-6 млн активных потребителей, но у прибалтийских сестер нет согласия от слова совсем. Из-за этого эстонцы пытаются в одиночку решить проблему снабжения своего крошечного энергорынка – тема заранее обречена на провал, но надо же что-то делать», - констатирует Анпилогов.
ЕС заставляет эстонцев отказаться от сланцевых ТЭС, из-за чего страна все больше зависит от импорта электроэнергии. В Прибалтике стоит цель отказаться от БРЭЛЛ: единого энергокольца Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы.
«Ни один из крупных игроков – Westinghouse-Toshiba, Росатом и французский конгломерат Orano, эстонцам ничего не предложат. Также сложно рассчитывать на получение от Канады тяжеловодного реактора или от корейцев с китайцами. Все эти игроки идут в сторону больших реакторов на 1000 МВт и более. Мощность в 300 МВт интересна только стартапам», - резюмирует Анпилогов.
Такие стартапы есть в США, но они не обладают ни опытом постройки, ни отработанными технологии, ни способами утилизации отработанного ядерного топлива, не говоря уже про взаимодействие с МАГАТЭ и поставщиками оборудования.
«Одно дело – сделать реактор, а другое – снабдить его турбиной, электрическим сопрягающим оборудованием и прочим. Перед нами современная эстонская маниловщина, когда герой Гоголя сидел и рассуждал, что у него будет», - заключает Анпилогов.
Как отметил эксперт, эстонцы ищут магический ответ на вопрос, как обеспечить страну электроэнергий. Эффективней было бы использовать разумные технологии по переходу на газ – такие установки можно поставить на 200 МВт, 300 МВт и 500 МВт..