Печь как «национальное достояние»
Каждая десятая семья в России испытывает нехватку тепла в своем жилье, а каждая пятнадцатая — согревает дома и квартиры с помощью печей. В стране, находящейся на втором месте в мире по производству газа, пора отказываться от печного отопления, считают в парламенте.
Газифицировать российские регионы собираются к 2030 году, причем топливо должно прийти к участкам бесплатно для жителей. А там, где это невозможно, людям предложат заключить договоры на поставку альтернативных источников энергии. Такие планы сейчас проходят согласование в Правительстве… Как хотят избавиться от дров и угля в городах и могут ли печи быть опасны для здоровья и экологии, разбиралось наше издание.
Откуда дровишкиНа нехватку тепла в домах пожаловалось 10,7 процента россиян, оценивших состояние своих жилищ в 2019 году. По данным Росстата, это четвертая по значимости бытовая проблема: больше, чем холод в доме или квартире, людей беспокоит только плохая освещенность в подъезде, пыль и сажа с улиц и шумные соседи.
При этом 7,3 процента людей до сих пор пользуются печным отоплением, посчитали в 2018 году. «В абсолютных цифрах это четыре миллиона домохозяйств — достаточно большое количество. При этом бывают не только дома, но и квартиры с печным отоплением», — рассказал нашему изданию глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
При этом в регионах ситуация разная: если в мегаполисах печку не встретишь, то, например, в Забайкальском крае ими пользуется половина семей, а в Тыве — до 88 процентов.
Чтобы отапливать дома было подешевле, во многих регионах предусмотрели возможность заготавливать дрова самим, а не закупать их у частных компаний. Льготные категории, например многодетные семьи, могут рассчитывать на бесплатные дрова.
Например, в Новгородской области, обратившись в местное лесничество, можно получить право заготовить для собственных нужд 20 кубометров древесины в год. Стоимость колеблется от семи до 838 рублей за куб в зависимости от сорта дерева и удаленности делянки, тогда как цены на готовые дрова в магазине - где-то от 1300 рублей.
В Московской области можно срубить 10 кубометров в год, в Ленинградской — 15, в Архангельской, Нижегородской областях и Хабаровском крае — 20, а в Краснодарском крае — 3.
В целом услуга востребованная: за 2019 год россияне заготовили около семи миллионов кубометров леса, привел Николаев статистику Рослесхоза. Правда, не всегда система удобна и доступна.
«В этой сфере много проблем, злоупотреблений чиновников, которые делают право на получение древесины недоступным. Например, людям выделяют делянки за много десятков километров и на этом наживаются абсолютные непонятные «карманные» компании, которые предлагают бабушке-пенсионерке или многодетной семье доставить древесину за 50 процентов того, что им причитается», — рассказывал ранее депутат.
Так что зачастую печное отопление — дело хлопотное. Но особой альтернативы для большого количества людей нет. Центральное отопление на момент исследования в 2018 году было доступно 70,6 процента домохозяйств, остальные 21,9 процента семей пользовались общедомовыми или собственными котлами. И небольшое количество — 0,2 процента домохозяйств — обогревали жилища как-то еще, например радиаторами.
Тем временем Россия — вторая по объемам производства газа страна в мире. «Понятно, что все регионы разные, куда-то труба «Газпрома» дотянулась, куда-то нет. Но сейчас стоит задача, чтобы доступность газового отопления стала абсолютной и уж точно люди в XXI веке не отапливали всю зиму свои дома печами. Все необходимые поручения президента по газификации даны», — констатировал Николай Николаев.
Как согреть людейНа начало этого года газификацией охватили 70,4 процента населения, посчитали по методике Минэнерго. С начала прошлого года цифра подросла на полпроцента. Но это в целом по России. Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов привел расчеты, по которым видно положение вещей в разных регионах.
Лучше всего обстоят дела в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской области, Ставропольском крае и Самарской области. Они могут похвастаться газификацией населения больше чем на 90 процентов. Примерно половину людей охватили, например, в Костромской и Псковской областях, в Республике Коми. А в такие отдаленные от центра районы, как Еврейская автономная область, Хакасия, Республика Тыва и Мурманская область, труба не дотянулась, а сжиженный газ доступен максимум пяти процентам населения.
В целом же с 2005 года увеличить уровень газификации, по данным «Газпрома», смогли всего на 15 процентов, подчеркнула в марте прошлого года на парламентских слушаниях «Перспективы, темпы и проблемы газификации в субъектах Российской Федерации» председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
По ее словам, процесс буксует по нескольким причинам. Например, бывает, что труба «пришла» к городу и поселку, но внутрь газ не попал, так как регион не построил газораспределительные сети. По мнению спикера, это вопрос и ответственности глав регионов, и возможностей: в бюджете субъекта РФ просто нет на это денег. Кроме этого, потребители не всегда могут потянуть подключение к уже построенным сетям, — иногда стоимость присоединения в разы больше средней зарплаты по региону.
На вопрос «что делать?» ответ содержится в дорожной карте по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов, которую разработали по поручению президента, рассказал Кутепов. Сейчас проект, подготовленный Минэнерго, находится на согласовании в Правительстве.
Наше издание ознакомилось с документом. По нему, к 2030 году газификацией должны охватить 82,9 процента населения, для чего собираются создать систему единых региональных операторов газификации. Они должны будут увязать развитие магистральных сетей и присоединение к ним конкретных зданий: газовая компания-оператор должна будет приводить сети к границам земельных участков, где стоят дома, за свой счет, без привлечения денег граждан.
Потребителю для этого нужно будет обратиться в МФЦ и заключить комплексный договор на поставку газа или альтернативного источника энергии, если в регионе решат использовать другое топливо. В договор войдет сразу подключение к сети распределения, поставка ресурсов, обслуживание оборудования.
В Госдуме тоже рассматривают документ о единых операторах газификации, сообщил нашему изданию председатель Комитета палаты по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. По его мнению, это должно ускорить и удешевить подключение к газу.
Также по проекту дорожной карты правительство решит, надо ли внедрять в широких масштабах интеллектуальные счетчики газа и переходить к автоматической передаче показаний.
При этом вопрос газификации смогут решать не только за счет труб, но и за счет автономных систем, например газовых котлов. А в каждом регионе выберут, что выгоднее — газификация, в том числе за счет сжиженного или сжатого газа, или использование альтернативных источников энергии. На основе этого составят соответствующие программы снабжения населения топливом для готовки, горячего водоснабжения и отопления домов.
В любом случае газ не сможет быть панацеей: если вести трубу туда, где это невыгодно, это может отразиться на тарифах для населения, а они не должны быть обременительными для граждан, пояснил Андрей Кутепов. «Поэтому мы рассматриваем и альтернативные источники, чтобы обеспечить баланс бюджетных затрат и обеспечения населения теплом и горячей водой», — рассказал сенатор.
Например, речь может идти о солнечной энергии или свалочном газе, который образуется на полигонах, — такой способ применяют в ряде стран, чтобы получать энергию и снижать вредные выбросы в атмосферу.
Так ли вредноС точки зрения защиты природы к печному отоплению порой возникают серьезные вопросы. Например, в Великобритании с 2023 года собираются запретить продавать сырые дрова и уголь, так что владельцам каминов и печей нужно будет перейти на сухие дрова и/или твердое экотопливо. Претензии к непросушенному сырью и углю в первую очередь заключаются в том, что при их горении образуются мельчайшие частицы PM2.5, которые, проникая в организм человека, могут усугубить астму, вызвать рак легких, сердечно-сосудистые и другие заболевания, отметили эксперты Интерфакса.
В России о подобных запретах речь не идет, но дискуссия о влиянии на экологию печного дыма идет. Например, в Красноярске, где небо периодически становится черным от смога, свой вклад в загрязнение атмосферы вносят не только устаревшие котельные, но и частный сектор, считает замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Петр Бобылев.
Выступая в прошлом году на круглом столе в Совете Федерации, он предложил включить в государственную программу «Чистый воздух» решение вопросов теплоснабжения в частных домах. По его словам, из труб в воздух поступает немалое количество бензапирена.
Власти Бурятии, по сообщению РИА «Новости», тоже назвали частников, которые отапливают дома дровами и углем, одним из основных загрязнителей наряду с ТЭЦ, транспортом и котельными и предложили жителям перейти на более экологичные пеллеты.
Бензапирен, как поясняли в Роспотребнадзоре, вызывает онкологические заболевания и оказывает пагубное влияние на еще не родившихся детей. Правда, в ведомстве не высказывали претензий к деревенским домикам. Основными источниками бензапирена называют угольные котельные, транспорт и курение.
Владимир Бурматов также считает, что печное отопление — это, конечно, атавизм и от него надо уходить, но небольшие угольные котельные, которые до сих пор используют в районных центрах, наносят экологии куда больший вред. «Угольная пыль, выбросы составляют серьезный процент от всего смога, который навис над городами. Котельные надо переводить на газ либо на альтернативные виды топлива, — искать варианты, если подведение газа невозможно», — сказал он.
Депутат напомнил, что в 12 российских городах с самых грязным воздухом до 2024 года должны снизить вредные выбросы в атмосферу на 20 процентов. Для этого, по проекту «Чистый воздух», обещали выделить деньги из федерального бюджета на строительство ТЭЦ, перевооружение тепловых электростанций, газификацию жилых домов и частных домовладений, закупку экологичного транспорта.
Но пока регионы так и не увидели поддержки, подчеркнул Бурматов. «В 2019 и 2020 году они не получили из федерального бюджета ни копейки. Мой прогноз: и в этом году не получат. Третий год будут без федеральных средств реализовывать проект», — отметил он.
Депутат собирается еще раз обсудить этот вопрос с министром экологии Александром Козловым. Именно Минприроды отвечает за программу на федеральном уровне. Денег на чистый воздух ждут в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.
Пока регионы стараются решить вопрос за счет своих бюджетов и совместной работы с бизнесом. В том же Красноярске постепенно закрывают угольные и мазутные котельные, построенные еще в середине прошлого века, а их потребителей переводят на ТЭЦ. В прошлом году избавились от 19 котельных. К частному сектору еще не подступились, — начать подключать его к центральному отоплению собираются начиная с 2023 года, потратив на это 1,9 миллиарда рублей, говорится в программе развития коммунальной инфраструктуры города. По сообщениям местных СМИ, есть планы перевести на ТЭЦ и частный сектор Улан-Удэ и Читы.