Обещанных квартир полжизни ждут
Очередь движется... назад
По информации уполномоченного по правам человека в Ивановской области Светланы Шмелёвой, на 1 января из 2248 детей-сирот, стоящих в очереди на квартиру от государства, 1770 человек должны были быть обеспечены жильем по исполнении им 18 лет, но так его и не получили. "В прошлом году ко мне обратились 24 человека, у многих из них уже свои семьи, но они так и не могут получить причитающееся им по закону жилье, скитаясь по съемным квартирам, – рассказала Светлана Шмелёва. – Причина – недостаточное финансирование".
В 2020 году, по словам омбудсмена, на 65 млн рублей из федерального бюджета и почти 25 млн – из областного муниципалитеты приобрели 106 жилых помещений. В первую очередь власти вынуждены предоставлять жилье сиротам, имеющим на руках решения суда в их пользу. За 2020-й таких решений суд вынес 139. Получили квартиры по ним лишь 25 человек, и 75 въехали в долгожданное жилье по искам прошлых лет. "Поэтому возникает ситуация, когда очередь "движется назад" или "стоит на месте", что вызывает недовольство у очередников", – пояснила собеседница.
Полномочия по обеспечению детей-сирот жильем областной закон возлагает на муниципалитеты. А областной бюджет перечисляет им денежные средства на это в виде субвенций (включая федеральную субсидию). По словам начальника департамента соцзащиты Татьяны Рожковой, субвенции за последние пять лет ежегодно увеличиваются: в 2016 году они составили 84,1 млн рублей, а на 2021-й предусмотрено 104,2 млн.
За последние пять лет, по информации департамента, жилье получили 497 сирот. А в очереди же сейчас числятся более двух тысяч.
Деньги выделяют на "бомжатник", а требуют почти евроремонт
Муниципалитеты могут приобретать жилье для сирот площадью не более 33 квадратных метров и не дороже расчетного показателя стоимости по утвержденной областным законом методике (с учетом определенного для каждого района коэффициента). "В районе нет квартир по предлагаемым нормативам: чтобы хорошие и недорого, – сообщил начальник комитета по управлению имуществом администрации Ивановского района Фазир Родимов. – Более того, по требованиям Минстроя, квартиры для сирот должны быть чуть ли не с евроремонтом. То есть в идеальном состоянии".
Штрих. В декабре юрьевецкие сотрудник мэрии и риэлтор попались на махинации на рынке жилья для сирот. Риэлтор купила квартиру за 320 000 рублей и по договоренности с чиновницей продала ее мэрии больше чем за миллион.
Во многих районах существует такая же проблема: деньги на программу есть, а предложений от продавцов нет. "В прошлом году на 2 млн рублей мы купили три квартиры, а в этом нам выделили 4 млн – планируем приобрести шесть. Только первый конкурс не состоялся – никто не заявился, – сообщила начальник отдела ЖКХ администрации Кинешмы Мария Супонькина. – Мы можем купить квартиру только у агентства недвижимости или юридического лица, исходя из конкретной суммы. Сейчас это 664 000 рублей. Квартира должна быть от 28 до 33 квадратных метров, благоустроенной, с ремонтом, сантехникой и газовым оборудованием не старше пяти лет. Выполнить такие требования в рамках столь скромной суммы очень сложно".
С подобной проблемой столкнулись и в Вичуге. "Заявки слетают, квартир нет, а если есть за нашу цену, то в ужасном состоянии", – рассказала представитель комитета по имуществу администрации.
В Шуе финансирование в 2021 году уменьшилось почти втрое. В прошлом за 12,7 млн рублей администрация приобрела 14 квартир для сирот, в этом – планируют только три. Верхнеландеховскому району повезло еще меньше. "В 2020 году нам выделили деньги на одну квартиру, но мы сумели купить на них две, – рассказала начальник управления муниципального хозяйства районной администрации Ольга Купоросова. – В 2021-м же нам не выделили ничего". Представитель департамента соцзащиты на это пояснил, что приоритет в очереди на жилье складывается по году рождения и "значит, в муниципалитете нет сирот требуемого возраста".
Проблема усугубляется, по словам регионального уполномоченного по правам человека, и отсутствием маневренного фонда в муниципалитетах, который бы позволил предоставить сиротам временное жилье. "В некоторых районах просто нет пригодных помещений, – рассказала Светлана Шмелёва. – Например, в Тейкове, Верхнеландеховском, Юрьевецком, Родниковском, Шуйском, Кинешемском, Пучежском районах…"
В Тейкове жилье приходится ждать особенно долго
"В настоящее время максимально возможный для Иванова размер субвенции на приобретение одного жилого помещения для сирот составляет 1 463 742 рубля, – ответили на запрос в городском управлении жилищной политики. – А по итогам проведенных в 2021 году анализов рынка недвижимости, средняя рыночная стоимость жилого помещения составляет примерно 1 650 000".
Все затраты свыше установленного норматива счетная палата региона расценивает как неэффективное использование средств областного бюджета. Правда, последний отчет по аудиту в сфере приобретения жилья для детей-сирот датирован 2016 годом. Претензии у аудиторов к получателям целевых субвенций – одни и те же: завышение или занижение нормативов площади приобретаемых квартир, несоответствие стоимости квадратного метра нормативам, несоответствие качества приобретенных жилых помещений минимальным требованиям благоустроенности и комфортности.
Обеспеченность жилыми помещениями детей-сирот в 2015 году, согласно последнему отчету, составила 4,1% от общего количества состоящих на учете нуждающихся. Средняя продолжительность нахождения в списках на жилье по области – 6 лет 2 месяца. Самые долгие периоды ожидания были в Иванове – почти 8 лет и в Тейкове – почти 13.
"Сейчас как раз идет очередная проверка соблюдения жилищных прав сирот, – сообщила секретарь областной контрольно-счетной палаты. – Как только она будет закончена, мы предоставим данные отчета".
Армия бездомных в гостиницах не нуждается
С 2011 года регион взял курс на социальную адаптацию выпускников детских домов: стали появляться специальные центры и социальные гостиницы, в которых сироты могли переждать трудные времена. Жить там бесплатно могли бывшие выпускники детских домов до 23 лет – сроком до шести месяцев.
Гостиницы появились на базе пяти "сиротских" учреждений и трех профучилищ. Они были рассчитаны на 63 места. Сейчас, по информации департамента соцзащиты, в Ивановской области осталось три гостиницы в детских домах и две – в училищах. Общее число мест сократилось на треть – до 40, а срок проживания ограничен тремя месяцами.
"У нас в гостинице 12 мест, но я не скажу, что стоит очередь, их вполне хватает, – рассказала директор ивановского коррекционного детского дома "Радуга" Татьяна Саламатина. – Мы, конечно, стараемся пристраивать своих выпускников в учебные заведения с общежитиями, но по окончании учебы или после армии некоторые дети остаются, по сути, на улице. Выкручиваются, как могут: живут у родственников и знакомых, заводят семьи, вскладчину снимают квартиру, более успешные оформляют ипотеку… Кто не находит вариантов, обращается к нам".
Однако не все, по словам директора детского дома, стремятся попасть в социальную гостиницу. Бесплатное проживание сопровождает ряд условий: прежде всего, это режимные моменты, которые исключают ночные гулянки, пьянки и посиделки, в дополнение к этому бывшие выпускники сами ведут и обустраивают свой быт (закупают продукты, готовят, стирают, убирают...) под присмотром педагогов. И наконец, здесь абсолютно исключены праздность и безделье – проживающий должен решить все свои проблемы с документами, работой, жильем в отведенный регламентом срок.
Пока ребенок растет, стены ветшают
До 2013 года при изъятии ребенка из семьи и помещении его в специализированное учреждение за несовершеннолетним в обязательном порядке закреплялось жилье. Сейчас этого нет. По информации департамента соцзащиты, на 1 января в Ивановской области проживает 2405 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, 343 их них находятся в различных социальных учреждениях. По итогам инвентаризации имеющегося у сирот жилья, органы опеки отвечают за сохранность 871 объекта (принятых еще до 2013 года).
"Ремонт сохраняемых жилых помещений должны осуществлять муниципалитеты, – пояснила Татьяна Рожкова. – По имеющейся у нас информации, в 2020 году отремонтировано только одно такое жилое помещение. В областном бюджете денежные средства на ремонт не предусмотрены".