Твоя кровь поможет кому-то или спасёт жизнь
Твоя кровь поможет кому-то или спасёт жизнь. С таким лозунгом стартовали сегодня акции, посвященные национальному дню донора крови. В настоящее время тема донорства является одной из самых важных во всем мире. Особенно остро сейчас стоит проблема с трансплантацией костного мозга. Подобная процедура обросла многочисленными мифами, и зачатую люди просто боятся выступить в качестве доноров-добровольцев.
Сегодня в очереди на сдачу крови практически одни медики. Зачастую именно они выступают в качестве добровольцев, поскольку сталкиваются с новообразованиями у пациентов, практически каждый день и знают не понаслышке, что некоторые виды онкологических болезней не победить хирургическим путём.
Елена Губина, главный врач НИИТО им. Я.Л. Цивьяна: «Побуждающие мотивы войти в реестр доноров костного мозга, наверное, у каждого свои личные. У кого-то были случаи смерти родственников, кто-то просто неравнодушен. И главное понимать, что это простое действо для кого-то из жителей россии или даже другого государства окажется жизнеспасающим. То есть спасти человека по факту проще, чем перевести бабушку через дорогу».
Трансплантацию костного мозга применяют для лечения лейкозов и других заболеваний уже больше пятидесяти лет. Сегодня это очень распространенный способ лечения онкологических заболеваний.
«Каждые 14 минут кто-то в мире узнает, что болен раком крови. Для трети таких пациентов пересадка костного мозга это единственный шанс на спасение, но найти донора следует как можно скорее».
Вот тут то и начинаются проблемы. Зачастую пациенты с лейкозом просто не дожидаются своей очереди. Поскольку найти пару реципиенту не так просто. Причин этому несколько. Первая –множество мифов из-за которых желание стать донором полностью исчезает.
Екатерина Кузнецова, исполнительный директор сибирского регистра доноров костного мозга: «В России около 150 тысяч потенциальных доноров, кажется цифра большая, но на самом деле этого катастрофически мало. Представления у людей, конечно, о донорстве костного мозга очень страшные. Потому что думают, что как только донор сдаст костный мозг он станет инвалидом. Его разберут на органы и все будет плохо. Что ему кривой, ржавой иголкой из позвоночника высосут весь костный мозг и на этом закончится весь его жизненный путь».
Но это вовсе не так. Сначала у добровольца берут 4 миллилитра крови, чтобы определить генотип и вносят в регистр. Если в будущем человек окажется подходящим донором, с ним свяжутся и вызовут на процедуру. При этом попадание в этот регистр ни к чему не обязывает, отказаться можно в любой момент, хотя это, конечно, нежелательно, ведь другого донора может и не найтись. При самой донации забирают от двух до пяти процентов костного мозга, по-прежнему через забор крови, через две-три недели полностью все компоненты полностью восстанавливаются.
Наталья Чинкевич, санитар оперблока НИИТО: «Когда-то давно в институте к нам пришли, сказали, что нужна помощь какому-то ребеночку и попросили сдать кровь. И с тех пор сдаю на регулярной основе и приятно получать сообщения, такие как « ваша кровь кому-то пригодилась и спасла жизнь».
Но, существует и еще одна не маловажная проблема , которая значительно тормозит поиск генетического донора для нуждающегося реципиента. В России полностью отсутствует федеральный регистр доноров костного мозга. Премьер-министр страны Михаил Мишустин 8 апреля заявил о его создании, но не озвучил сроки его появления.
Екатерина Кузнецова, исполнительный директор сибирского регистра доноров костного мозга: «В России очень много регистров разных. В том числе и национальных. Федеральный регистр объединит все регистры России в один. И это конечно облегчит существование всех регистров и станет система более понятной и простой для врачей. Мы очень надеемся, что донору будет оплачиваться дорога и проживание туда, где проходит забор стволовых клеток. Мы очень ждем что законодательные подвижки случаться и будет прорыв»
Стать донором может любой гражданин России от 18 до 45 лет весом более 50 килограммов, не страдающий хроническими заболеваниями. Сегодня в список регистра внесли еще 62 человека. В прошлом году удачно совпало всего 2 пары. Это очень мало. С другой стороны – благодаря генетическому совпадению удалось спасти 2 жизни, а это бесценно.