Кто не бродит, а с сохой ходит. Кому дадут больше земли, а у кого отберут?
На майских праздниках глава региона Алексей Дюмин подписал в новой редакции закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в Тульской области». Теперь площадь надела, который может получить крестьянско-фермерское хозяйство увеличилась с 200 до 500 га.
Вектор на ликвидацию?
Если верить данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, в 2019 году к землям сельхозназначения относилось 72% территории региона. Но не все они- сельскохозяйственные угодья, а проще- поля и пашни, задействованные в севообороте. В приснопамятные 90-е годы и частично в нулевые земельные паи щедро раздавались бывшим колхозникам. Одни становились фермерами, а другие не стремились их возделывать. Видимо, они держали землю как недвижимость для последующей перепродажи. С годами поля зарастали бурьяном. Кое-где появилось мелколесье.
В последние годы дальнейшую судьбу пустошей решили чётко определить. На оперативном совещании по готовности села к посевной региональный министр сельского хозяйства Алексей Стёпин отчитался, что за последние пять лет в оборот введено более 160 тысяч гектаров ранее не использованных земель. В этом году к ним планируют добавить ещё около 15 тысяч га. А к 2026 году площадь пашни в обработке должна увеличиться до миллиона 50 тысяч га.
Подписанные губернатором изменения в закон- подтверждение начатого курса. Они гарантируют фермерам получение дополнительных угодий.
Долгие годы не существовало механизма изъятия запущенных земель у их владельцев. Сейчас же ситуация изменилась. Согласно Гражданскому Кодексу РФ земельный участок изымается у собственника в том случае, если он используется не по назначению на протяжение трёх лет. Или не используется вовсе. Решение принимает суд, а инициатива должна исходить от муниципальных властей и Росреестра. Если владелец известен, то вначале его привлекают к административной ответственности, а проще- штрафуют. Если ситуация не меняется, материалы передаются в суд. Просто требуется мужество находить владельцев. А время для этого давно пришло.
Земля должна кормить
Справедливость этого постулата, а заодно и своевременность принятых изменений, подтвердили опрошенные нами аграрии из разных муниципалитетов региона.
«В Тульской области ещё много земли, которая «гуляет»,- говорит генеральный директор «Новопетровского» Александр Комаров.- Знаю, что губернатор дал поручение своему заместителю Вячеславу Федорищеву разобраться с этим вопросом. А что крестьяне смогут теперь вместо 200 до 500 гектаров земли получать, так это ж хорошо. И муниципальные земли в оборот попадут, и КФХ эффективнее работать начнут». Глава КФХ Николай Быков так видит ситуацию:
«Говорите, вокруг Венёва много пустующих земель? Это ушлые люди в своё время по дешёвке скупили. Администрация района повлиять на это почему-то не может. А я сторонник жёстких мер к таким гражданам. Земля должна народ кормить, а не бурьяном зарастать. У меня сейчас уже 3000 гектаров. Приобрёл бы ещё или взял в аренду. Покупать, значит надо сразу солидные деньги отдать. Арендовать, конечно, выгоднее. Только на долгий срок, чтобы хозяйство развивалось планомерно и поступательно».
«Нам, например, земля нужна на расширение питомников, а потом и закладку садов,- говорит Генеральный директор «Одоевские зори» Николай Турчин. - Я бы взял её в аренду. По моим сведениям, в Одоевском районе примерно 4500 гектаров неиспользуемых земель. Это заброшенные сельскохозяйственные поля и площади, занятые лесами, ранее принадлежавшими колхозам и совхозам. Видимо, они не были переведены в категорию земель лесного фонда. Сейчас эти участки тоже бесхозны и их нужно в дело производить».
Алексей Стёпин, глава регионального минсельхоза:
«По закону о предельных размерах земельных участков упрощается получение фермерами земли большего размера одним куском. Это исключает процедуру дополнительного межевания муниципальных земель. Участки будут предоставляться в аренду от пяти до 49 лет. Цена индивидуальна и зависит от кадастровой стоимости участка».