Спад мировой торговли ударил по развивающимся рынкам
В шумном Тилбури (одном из трех крупнейших контейнерных портов Великобритании) у всех на устах слово ∎диверсификация∎. Все меньше пространства выделяется на традиционные контейнерные перевозки. Вместо этого владельцы порта инвестируют в новые проекты.Гигантский металлический каркас вскоре превратиться в холодильный склад для хранения скоропортящихся продуктов, предназначенных для британских супермаркетов. По словам директора по производству Тилбури Перри Глэйдинга контейнерные порты страны сталкиваются с проблемой излишка производственных мощностей. В ответ на это Тилбури пытается максимально гибко использовать свою территорию в почти 500 гектаров.Статистика мировой торговли подтверждает озабоченность Глэйдинга. В Южной Корее, которую часто называют ∎барометром∎ глобальной экономики, экспорт товаров в августе рухнул почти на 15% в долларовом выражении по сравнению с прошлым годом. В Китае, самом важном звене глобальной цепочки поставок, экспорт упал на более чем 5%. Замедление также зафиксировано в Великобритании и Америке.В первые шесть месяцев года глобальная торговля сократилась на более чем 13% в годовом исчислении. С середины 1980-х гг. и до середины прошлого десятилетия ежегодный рост торговли составлял 7%, напоминает британский журнал The Economist.Нынешнее снижение можно частично объяснить ценовыми изменениями. Крепкий доллар привел к обвалу номинальной стоимости товаров в других валютах. Цены на сырье резко упали: это снижает не только стоимость перевозимого сырья по всему миру, но также помогает сдерживать производственные затраты, а значит и цены на самые разнообразные промышленные товары.С точки зрения объемов торговля продолжает рост - в первой половине 2015 г. на 1,7% по сравнению с прошлым годом. Но это намного ниже долгосрочного среднего показателя (примерно 5% в год). В развивающихся рынках рост объема еще меньше, всего 0,3% в годовом исчислении.
Вначале 1990-х гг. торговля увеличивалась немного быстрее, чем мировой ВВП. Но чуть позже Китай и бывший Советский Союз начали интеграцию в глобальную экономику; для стимулирования торговли была создана Всемирная торговая организация (ВТО), а технологические изменения облегчили задачу создания длинных и разбросанных по всему миру производственно-сбытовых цепочек.В итоге с 2003 по 2006 гг. торговля росла в два раза быстрее, чем мировая экономика. Однако с тех пор она неуклонно замедляется. В последние два года мировой ВВП увеличивается намного быстрее, чем торговля. Замедление кажется несколько странным на фоне снижения транспортной расходов (дешевая нефть, по идее, должна стимулировать международную коммерцию). Проблема отчасти цикличная. Европа, на которую приходится примерно четверть глобального производства и одна треть мировой торговли, переживает ∎чрезвычайно длинный циклический спад деловой активности∎, считает эксперт Голландского бюро анализа экономической политики Пол Вененал. Рост ВВП Европы был 0,8% в 2012-2014 гг., по сравнению с 3,5% в 2005-2007 гг.В тоже самое время снижение спроса на сырье в Китае больно ударяет по экономикам сырьевых экспортеров. Но эти страны также являются конечными рынками для многих китайских экспортеров, что создает замкнутый круг.
Однако, по мнению экспертов, имеется возможность предотвратить стагнацию торговли. Богатые страны должны ускорить работу над новыми международными торговыми соглашениями, и как можно скорее ратифицировать те, по которым уже завершены переговоры. К подобным документам можно отнести соглашение ВТО по облегчению торговли, достигнутое в 2013 г.,, и нацеленное на снижение стоимости торговли в бедных странах, а также Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТР). Также необходимы реформы в развивающихся экономиках, либерализация сельского хозяйства и подготовка рабочих для сектора сферы обслуживания. Но как лидеры из Индонезии и Бразилии уже поняли, обвал после бума не самое лучшее время для принятия трудных решений.