Financial Times: Многие в Одессе приветствовали бы приход русских
Возле одесского Дома профсоюзов, на месте пожара, в котором в 2014 году погибли 42 пророссийских активиста, установлен импровизированный мемориал в память жертв, с крестами, свечами и цветами, а на заборе установлено недвусмысленное послание: «Мы никогда не забудем и никогда не простим».
2014 год был последним, когда напряженность в обществе перерос в насилие в Одессе, черноморском портовом городе с большим процентом этнических русских. На фоне опасений по поводу нападения России, по словам известного одесского интеллектуала, психиатра Бориса Херсонского, «Одесса расколота пополам».
Многие жители города опасаются, что в случае войны Одесса может стать ключевой мишенью для войск Владимира Путина, и что значительная часть населения будет приветствовать российское вторжение.
«Одесса имеет огромное значение для любого, кто мечтает о возрождении Российской империи», – сказал в интервью Financial Times депутат горсовета Алексей Гончаренко. По его словам, этот город оказывает столь же сильное влияние на образ России в глазах народа, как и колыбель русского военно-морского флота Севастополь. «Вот почему опасность здесь особенно велика», – считает он.
На этой неделе началось яростное дипломатическое наступление, направленное на прекращение противостояния между Западом и Востоком из-за Украины, самого опасного столкновения со времен холодной войны. После переговоров между Владимиром Путиным и Эммануэлем Макроном даже возникли разговоры о деэскалации. Однако, в Одессе напряженность, напротив, лишь возросла.
Многие люди в городе чувствуют себя в окружении. К северо-западу от Одессы, в Приднестровье, находятся российские миротворческие силы. На юго-востоке – Крым, ощетинившийся российским оружием. А на Юге развернут Черноморский флот, недавно усиленный шестью десантными кораблями, только что прибывшими через Босфор для участия в военно-морских учениях.
«Одесса крайне уязвима, – сказал директор центра международных исследований Одесского университета Владимир Дубовик. – Многие опасаются, что именно здесь произойдет высадка десанта, поскольку географически это идеальное место для российского вторжения».
Впрочем, даже если никакого вторжения не будет, местные жители боятся, что Россия может устроить нечто менее зрелищное, но столь же сокрушительное, например, морскую блокаду, ограничив торговлю и перекрыв один из ключевых экспортных маршрутов Украины.
Впрочем, при любом развитии событий неизвестно, как отреагируют одесситы на нападение России. «Здесь, безусловно, много людей, которые приветствовали бы захватчиков», – сказал Херсонский. Причиной такого положения является необычный демографический состав города: в нем проживает гораздо больше этнических русских, чем в большинстве украинских городов. «Они больше оглядываются на Москву, чем на Киев, – добавил он. – Если представить, что Одесса – это страна, ее столица – Москва».
Москва тоже никогда не упускала из внимания Одессу. Издавна почитаемый как родина величайших российских актеров, писателей и юмористов, в советские времена этот город пользовался исключительным, поистине культовым статусом. Это всегда был особый мир, с его слегка плутовским шармом, неуловимым гламуром и некоторым привкусом криминальности – этакий Brighton Rock на Черном море.
Однако в 2014 году мирная репутация города была разрушена. В начале мая прокиевские и промосковские толпы протестующих столкнулись между собой и устроили тяжелые уличные бои. А 2 мая Дом профсоюзов в центре города был подожжен, и десятки скрывшихся в здании пророссийских активистов погибли. Некоторые задохнулись от дыма, а другие погибли, прыгая из окон.
Для многих одесситов это был момент, когда остановилось превращение их города в еще один Донецк. Но для других это была настоящая кровавая бойня. «Это событие стало объединяющим для всех русских, которые боролись против «украинских нацистов», – сказал Дубовик.
Этнолог из Одесского университета Александр Пригарин рассказал Financial Times, что когда российские войска взяли под контроль Крым, в городе было много таких, кто хотел, чтобы Одесса стала следующей». «Многие мелкие бизнесмены надеялись, что вот придет Путин и наведет порядок… люди завидовали крымчанам», – добавил он.
С 2014 года, по его словам, дела пошли еще хуже. Были приняты законы направленные на ограничение использования русского языка в общественных местах. Один из них вступивший в силу в прошлом месяце, обязывает все печатные СМИ публиковаться на украинском языке. «Невозможно навязать людям другой язык», – возмущенно заявил Пригарин.
В самой Одессе найдется немного свидетельств того, что русские и их язык подвергаются притеснению. Однако закон о СМИ дает повод кремлевским пропагандистам изображать правительство Украины как «этнофашистов», которые преследуют русскоговорящих.
Другие видят ситуацию по-другому. По словам Игоря Якобчука, представителя украинской логистической компании Asnova Holding в Одессе, в последние восемь лет люди стали более лояльными к Украине. «Раньше они идеализировали русский мир, но затем пришли в себя», – сказал он.
Хотя жители города считают маловероятным полномасштабное вторжение России, они опасаются возобновления межэтнической напряженности. Ходят тревожные слухи о провокациях, уличном насилии и террористических актах.