Казахстан просит у США разрешения дружить с Россией. И это нормально
Мы порой слишком многого требуем от других стран, даже если у нас с ними дружественные отношения. Мы почему-то полагаем, что они должны быть готовы безропотно нести все потери, весь ущерб, который возникает, если они не участвуют в санкциях. Но каждая страна по-своему приноравливается к этой ситуации. Тот же Китай, с которым у нас добрые дружественные отношения, по целому ряду направлений открыто говорит: "Мы это для вас делать не будем, потому что иначе мы поставим под удар свой бизнес и свои проекты". Поэтому такого рода заявления со стороны Казахстана – это нормально.
Речь о другом. Очень смешно поставлен вопрос, что они не подпадут под вторичные санкции. Что, это казахстанская комиссия, что ли, решает? Вы почитайте, что они говорят – что этих санкций не будет. Но санкции налагают Соединённые Штаты Америки, налагает Евросоюз. И считаться с какой-то комиссией, которая создана правительством Казахстана, никто не собирается!
Консультации Казахстан может вести сколько угодно. Но решения принимаются по-другому. И здесь нужно понять, какая будет цена, что потребуют от Казахстана за отсутствие вторичных санкций. Это торговля: Токаев хочет одного, американцы другого.
Посмотрите, какое давление на Индию идёт, какие попытки давления на Китай! Уж с Казахстаном-то меньше всего будут считаться.
Владельцы значительной части нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана сидят в Лондоне – там разного рода английские и иногда американские компании рулят. Они сначала так обрадовались, что заменят российскую нефть и на этом будут зарабатывать, а потом возникли проблемы на трубопроводе – с агрегатами, с обслуживанием, со штормами и прочее. И тогда Казахстан намёк понял. И тут тоже идёт торг.
Я категорический противник слов "дружба между странами". Вот вы дружите с каким-то человеком. Но это же не значит, что вы растворяетесь во всех его проблемах. Если ваш друг поссорился с кем-то, с кем у вас тоже хорошие отношения, вы что будете делать? Будете учитывать это обстоятельство, но не рвать же дружбу. А со странами какая на хрен дружба? Казахстану выживать надо после тех волнений, которые были в начале этого года. Там потрясены основы государственности, им надо выкручиваться.
Когда я слышу разговоры о дружбе, я знаю – и Путин это тоже говорил, – что мы должны платить за это. Мы дружим с Белоруссией, это единственный, как говорят, наш союзник. Но мы платим за это реальные деньги – и то далеко не всегда Александр Лукашенко действует так, как нам бы хотелось. Крым-то он не признал, потому что тоже считает и взвешивает плюсы и минусы.
Надо к этому нормально относиться. И самим заботиться о своих интересах.