Позитивный шаг: МИД Узбекистана заявил о подписании Ираном меморандума о вступлении в ШОС
Иран подписал меморандум об обязательствах в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Об этом сообщил «РИА Новости» представитель МИД Узбекистана, где начался саммит организации. Подписание данного документа открывает Ирану дорогу в членство организации.
Накануне помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что выполнение Ираном обязательств меморандума будет означать, что на следующем саммите ШОС, который состоится в Индии в 2023 году, Иран будет участвовать в качестве полноправного члена.
Позитивным шагом назвал подписание меморандума старший научный сотрудник Центра исследований общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов. В беседе с ФАН историк-востоковед отметил, что этот процесс прорабатывался в течении нескольких лет и, наконец, осуществился.
«Вступление Ирана в ШОС — это показатель серьезной трансформации международных отношений, попытка переформатировать мировой порядок», — считает Владимир Ахмедов.
Собеседник ФАН отметил, что членство в данной организации выгодно Тегерану, но оно принесет пользу и Москве, так как вступление в ШОС накладывает на его участников определенные обязательства.
Во-первых, членство Ирана в Шанхайской организации позволит влиять на сдерживание Тегерана, который проводит очень активную политику на Ближнем Востоке. При этом Ахмедов подчеркнул, что, говоря о сдерживании, нужно иметь в виду, что Россия использует этот термин «в позитивном смысле слова, не в том, который вкладывают в него американцы, говоря про политику сдерживания».
Во-вторых, несмотря на то, что Россия — ключевой игрок на мировой арене, ей не помешают дополнительные голоса для достижения желаемых результатов в международных отношениях.
Говоря о плюсах вступления Ирана в ШОС, собеседник ФАН также отметил, что России крайне важны мир и спокойствие в зоне так называемого «мягкого подбрюшья» — в странах Средней Азии и Закавказье. В этих жизненно важных для Москвы регионах Тегеран сейчас проводит очень активную политику.
«В силу того, что мы вместе с Ираном находимся в одной геополитической области по вопросам безопасности, это напрямую связано с вопросами национальной безопасности России», — рассказал Ахмедов.
Еще одним положительным моментом можно отметить факт позитивного влияния России, которая активно работает с Ираном, а тот, в свою очередь прислушивается к мнению Москвы. На фоне того, что Иран в настоящее время проводит очень активную политику на Ближнем Востоке — в Йемене, Ливане, Ираке — арабо-иранские и ирано-израильские отношения находятся в очень напряженном состоянии. Все это создает конфликтную ситуацию, которую может смягчить укрепление отношений Москвы и Тегерана.
«Здесь Россия на самом высоком уровне значительно лучше может договориться с иранцами, чем это могут сделать американцы», — подчеркнул старший научный сотрудник Центра исследований общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН.
Сближение России и Ирана не проходит незамеченным для западных стран. Уже раздаются голоса, что наращивание связей между Москвой и Тегераном позволит двум странам, находящимся под серьезным санкционным гнетом, смягчить последствия этого давления.
В июле президент России Владимир Путин находился с визитом в Иране. Результаты его поездки в Тегеран эксперты назвали плодотворными.