Пётр Дементьев, основатель Петербурга
© kvisaz
"Летом 1881 года, с учебником Оллендорфа в руках и с самыми незначительными средствами в кармане, я высадился в Нью–Йорке с атлантического парохода; знакомых у меня не было ни души, если не считать двух или трех русских, разбросанных в разных местах. Подготовки к практической деятельности не было никакой", – далее пишет он. – "На родине я занимался или службой, или ничем не занимался, подобно большинству отечественных лендлордов".
...
"Никогда не видел никаких заводов, кроме винокуренных, и хотя объяснялся с грехом пополам по–французски и по–немецки – английского языка не знал совсем". Фраза, которая отлично бы смотрелась и у Гоголя, и в каких–нибудь нормальных приключениях Остапа Бендера.
"В Нью–Йорке я остановился всего на один день, и как и почему очутился во Флориде – до сих пор не могу отдать себе ясного отчета – может быть, потому, что еще будучи в России, переписывался с одной русской дамой, с которой познакомился во время парижской выставки 1878 года, а жила она с семьей во Флориде."
Петр Дементьев едет во Флориду по железной дороге. В кармане у него 3000 долларов. Бывший предводитель дворянства прибывает в Джэксонвилл – самый крупный город Флориды на то время. И за 3–4 дня убеждается в том, что на эти 3000 он не может там купить ничего подходящего для фермерства (он хотел заняться земледелием), так как цена на землю оказалась очень высокой – до 200 долларов за акр. 1 акр = 40 соток, 0.4 гектара, это сейчас с нашим коэффициентом плодородия очень хороший участок, на котором хотя бы можно прокормиться картошкой. Петр в те годы считает иначе и едет дальше, в глушь.
Петр Дементьев узнает от ирландца, что ни земледелия, ни скотоводства, как он, Петр, себе представлял, во Флориде совершенно не существует. Единственное растение, которое возделывается здесь и то без гарантии на успех – апельсиновое дерево.
Высаживается он в самой глуши Южной Флориды и месяц странствует по ней, пытаясь найти место, то "пешкомъ, то верхомъ, то на волахъ"…
Почвы бедны, трава жестка и по выражению автора "проволочная" – есть ее не будет ни одно жвачное животное. Прибывающие люди жгут леса, чтобы ставить апельсиновые плантации. Огромное количество посредников пытается всучить паи на земельные участки. Петр отмечает их бесстыдство и ложь, которые заключаются в преуменьшении недостатков и в преувеличении достоинств – мол, ты только саженцы воткни, и будешь богат на следующий год!
Между тем, цитрусовые во Флориде – это тема, но тема для долгой игры. Чтобы получить доход, в те годы надо было трудиться 10 лет, при этом вкладывая в плантацию деньги каждый год. А семья приехала через месяц, ровно тогда, когда Петр рассчитался за покупку и основание плантации в 500 молодых апельсинов, и у него осталось 40 долларов.
К счастью, не все деньги были потрачены на апельсины и опыт их разведения, сын ошибок жестоких и трудных. Петр таки купил долю в одной лесопилке.
Апельсиновая лихорадка во Флориде – вещь, которую трудно прогуглить с первого тычка сегодня – но которая была очень реальна и назойлива по воспоминаниям Петра. Реклама супервыгодных инвестиций на юге гуляла по всем Штатам, как и посредники, впаривавшие участки во Флориде.
Огромное количество людей устремилось на юг. "Города росли как грибы, люди стекались тысячами" – пишет Петр Дементьев в мемуарах. "Население графства Оранж выросло с 800 в 1881 до 40 000 в 1888 году".
Через десять лет лихорадка закончится, половина домов в только что выросших городах будут стоять пустыми, а вчерашние богачи, включая спекулянтов землей, будут нищими. Но эти годы бешеного роста спасли человека, который купил долю в лесопилке на сдачу от инвестиций в апельсины. Потому что лес был главным сырьем той эпохи для строительства.
Если вы видите золотую лихорадку, продавайте лопаты. Классика.
Петр Дементьев проложил железную дорогу к океану и поставил первый глубоководный порт на западном побережье Флориды, куда могли заходить океанские суда. На этом месте он основал город и назвал его Saint Petersburg, который гиды и блогеры сегодня иногда называют самым солнечным Петербургом и играют с аллюзиями на балтийскую столицу России.
Написал wilddolphin на wilddolphin.d3.ru / комментировать