От сиропа с морфием до бензина как антисептика: как туляки лечились в XIX веке
Она входит в список самых необычных музеев мира. Экспонаты «Старой тульской аптеки» - реликвии. Это в ней — создавали лучшую косметику в российской империи, это к её специалистам приезжали за лекарствами из Москвы и Санкт-Петербурга. Как раз в эти сентябрьские дни 139 лет назад петербуржский провизор Фердинанд Белявский и открыл в Туле заведение по всем требованиям того времени. И оно аптеку пощадило. Сохранились уникальные предметы.
Здесь всё, как было при основателе аптеки – провизоре Фердинанде Белявском. Кажется, вот-вот откроется дверь, и деловым шагом он проследует к выходу. Вместе с семьей аптекарь жил на втором этаже. И каждый день, кроме управления медучреждением, он ходил на заседания городского совета. Город нуждался в компетентном мнении о лекарственном обеспечении. В 70-ые годы XIX века спрос на медикаменты в Туле настолько вырос, что старое здание, которое ранее за 30 тысяч и приобрел фармацевт Белявский, оказалось маловато для производства. И было построено двухэтажное, где и появилась та самая «Старая тульская аптека» на улице Киевской, ныне проспект Ленина. Сюда шли за лечением и за поднятием настроения без алкоголя.
Сосуды, в которых хранились лекарства – подлинные. Их по-прежнему находят на чердаке здания. Керамические, стеклянные, фарфоровые – их делили на группы. В одних – сильнодействующие болеутоляющие, в других – бальзамы от простуды. Продавался даже бензин как антисептик. Были и яды. Лекарства по рецептам готовили здесь же – только в отдельном помещении. Торговый зал с ним объединяет арка. Через неё пациенты проходили на консультацию к фармацевту.
К тульскому провизору приезжали за косметикой столичные модницы. Говорят, что она была лучшая в российской империи. Да и лекарствам от тульских фармацевтов, питерцы доверяли и тоже посылали за ними курьеров. Баловали Белявские людей и натуральным продуктом. Закупали свежие фрукты и делали свежие соки. Была даже создана специальная тара с этикеткой. Традиции Белявских здесь хранили вплоть до революции. Потом аптека стала государственной, но здесь еще долгое время сохранялся, чуть ли не единственный в городе отдел, где изготовляли медикаменты сами фармацевты. Вплоть до 2011 года аптека работала. Сейчас – это музей. Но здесь по-прежнему пахнет лекарствами.