«Профсоюз олигархов» признал ошибки, но от наследства 90-х не отказывается
Эксперты рассказали, какие активы могут быть национализированы в первую очередь
Редкие случаи возврата в госсобственность некоторых объектов логистической инфраструктуры, в частности, портов, получили оценку президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Он признал, что в 1990-е были «ошибки в приватизации».
Неожиданное заявление координатора «профсоюза олигархов», как в народе зачастую называют РСПП, прозвучало на сессии Восточного экономического форума (ВЭФ).
Рассуждая о привлечении бизнеса к развитию транспортно-логистических коридоров, он выразил надежду, что «механизмы привлечения частного капитала» останутся «одними из магистральных направлений» в экономике. Тем более, что у государства «большая потребность в финансовых ресурсах».
«Хотя, честно говоря, последнее время мы видим возрастающий интерес государства к инфраструктуре портовой. Очень активно в этом направлении работает Генеральная прокуратура, некоторые частные объекты инфраструктуры логистической возвращаются в казну, поскольку когда-то в 90-е какие-то были ошибки в приватизации», — цитирует Шохина РБК.
Главный по олигархам также отметил, что с высоты прошедших лет некоторые решения того периода «могут показаться не совсем справедливыми». Однако, считает Шохин, «здесь важно, насколько новые собственники эффективно развивают этот бизнес». К тому же, по мнению главы РСПП, сегодня в реализации проектов по развитию инфраструктуры следует повышать роль частных инвесторов.
Шохин не случайно обратил внимание на порты — в этом году по искам Генпрокуратуры РФ несколько активов, связанных с подобными объектами, были возвращены государству. Решения касались имущества в Калининградской и Мурманской областях, Пермском крае.
Сам Александр Шохин в 90-е годы занимал высокие должности в российском правительстве: вице-премьер (1991−1994, 1998), министр труда и занятости населения, министр экономики. Так что его признание об «ошибках» в процессе приватизации вызвало оживленное обсуждение в экспертных кругах.
Политолог, лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Фёдоров находит формулировки насчет приватизации не совсем точными.
— Шохин явно лукавит, когда называет ошибками то, что имело место в 1990-е годы. Стоит напомнить, что из-за этих, с позволения сказать, ошибок, когда была фактически уничтожена советская промышленность, наша страна попала в катастрофическое положение.
Во многом ради обогащения узкой группы лиц была уничтожена наша страна. И сейчас, когда Россия находится в тяжелом положении, которое во многом является следствием происходившего в период приватизации, есть желание переложить ответственность с власти на какие-то «ошибки».
«СП»: Государство возвращает в собственность предприятия и объекты, проданные в 90-е годы. Это может быть продолжено по другим направления?
— На мой взгляд, мы наблюдаем, скорее, точечные и недостаточные действия. Нам нужно возвращать не только порты, переданные сомнительным путем частным лицам, но и стратегически важные предприятия, которые сейчас могут стать драйверами нашей экономики. Однако пока об этом не слышно — более того, идут разговоры о новой приватизации.
«СП»: Бытует мнение, что пересмотр итогов приватизации 1990-х чреват социальными и политическими потрясениями, даже гражданской войной.
— Это странный аргумент. А наши олигархи, чиновники тогда почему, отнимая общенародную собственность, не думали о потрясениях или гражданской войне? И сейчас, когда встает вопрос о смене социально-экономического курса, они вздыхают, поднимаю руки к небу и говорят, что возвращать незаконно отнятое нельзя. Это следует сделать, без этого трудно представить дальнейшее развитие страны.
По мнению экономиста, директора Института нового общества Василия Колташова, высказывания Шохина отражают беспокойство «профсоюза олигархов».
— Они достаточно слабы и при этом не совсем понимают, что делать при нынешних тенденциях в экономике, политике, в том числе внешней. Они даже испытывают некоторый страх в отношении происходящего вокруг и пытаются использовать его для некоторого притормаживания процессов. Отсюда и посыл: да, мол, некоторые ошибки были, но мы остановились. Не надо больше касаться еще каких-то объектов. Ведь могут появиться вопросы по многим уникальным предприятиям, которые в свое время были просто захвачены, и государство понесло убытки. И бизнесмены этого клуба опасаются.
«СП»: Они могут выразить несогласие, оказать сопротивление?
— Все попытки организовать переворот провалились. Последняя такая история имела место 24 июня нынешнего года. Есть и документы, которые спецслужбы положили на стол президенту, касающиеся вовлеченных в попытку мятежа. Но сейчас у них возможностей мало, это раньше они позволяли себе спорить с президентом в достаточно дерзком тоне. Теперь же выразители интересов крупного капитала вынуждены изъясняться достаточно корректно.
«СП»: Могут ли вернуться в казну не только порты, но и другие объекты инфраструктуры, крупные предприятия?
— Могут. Но следует понимать, каковы возможности правительства. Сейчас ограничения, прежде всего, идеологические. Мы длительный период жили в атмосфере неприкосновенности частной собственности: «Что украл — то мое, а что мое, то уже не кража». И эти догматы пока остаются.
Но ситуация претерпевает изменения, и в казну могут быть возвращены, прежде всего, предприятия, дающие уникальные ресурсы. Действующая экономическая система не предполагает ведь отказа от частной собственности, она никуда не денется. Просто хищник стал послабее, этот процесс, думаю, будет происходить и дальше.