Детский омбудсмен впервые отчитался в парламенте Карелии, ответив на вопросы депутатов
Уполномоченный по правам ребенка в республике Геннадий Сараев в первый раз выступил с отчетом о работе за предыдущий год перед депутатами Заксобрания Карелии — ранее такая процедура была предусмотрена лишь для регионального уполномоченного по правам человека.
— У нас впервые в республике вводится эта практика, считаю ее важной. Актуальность проблем, связанных с защитой детей, очень высока, — сказал, предоставляя слово уполномоченному, спикер Заксобрания Карелии Элиссан Шандалович.
Один из адресованных омбудсмену вопросов был задан депутатом Ройне Изюмовым и касался резонансного происшествия с несовершеннолетней девочкой в Пудоже, которая была избита двумя сверстницами 12 сентября. Случившееся было снято на видео и через несколько дней опубликовано в соцсетях, после чего Следком Карелии возбудил уголовное дело по статье «Хулиганство». Кроме того, стало известно, что год назад одна из участниц драки уже нападала на жертву.
— Через год всё это повторилось, но с особой жестокостью. Либо работа, которая была проведена год назад, была неэффективна, либо она не проводилась. И никто не расследует, кто снимал это видео. Если это делали и не вмешивались взрослые, то это фактически преступление, — уверен парламентарий.
По словам Геннадия Сараева, видео поступило к правоохранителям еще до его публикации, работа по нему уже велась, органы доведут ее до конца и дадут оценку произошедшему. Уполномоченный также отметил, что уже установлены и те, кто снимал видео. Свою оценку публикации этой записи даст и Роскомнадзор — на видео не были скрыты лица ни пострадавшего ребенка, ни нападавших, что привело к их травле. «Тот, кто это сделал [опубликовал видео], тоже должен понести наказание. Тот, кто снимал, — безусловно…» — считает Сараев.
Вице-спикер Заксобрания Карелии Ольга Шмаеник попросила уполномоченного оценить эффективность института социального контракта в Карелии, в частности, предоставление жилья, улучшение жилищных условий, включая ремонт, для семей с детьми.
— Что удалось сделать? Может быть, нужно эту практику модернизировать или каким-то образом развивать? — поинтересовалась парламентарий.
Геннадий Сараев подчеркнул, что действующая в Карелии программа социального контракта — единственная в России, и она хорошо работает. Однако, по мнению омбудсмена, из-за востребованности программы требуется увеличить финансирование и доработать критерии нуждаемости, что позволит избежать субъективного подхода и последующего недовольства тех, кому помощь не была оказана.
Депутат Татьяна Тишкова предложила уполномоченному рассказать о профилактической работе в муниципальных районах и городских округах Карелии по защите прав и законных интересов ребенка.
— Прекрасно понимаем, что по всем направления именно профилактическая работа занимает главное место, — акцентировала она внимание омбудсмена.
Геннадий Сараев напомнил о том, что как на уровне республики, так и в районах существуют комиссии по делам несовершеннолетних. По сути, именно они должны в первую очередь работать над профилактикой, направляя семьи на получение необходимой услуги — социальной, психологической или медицинской — и привлекая к ответственности за неисполнение своих решений. Однако сейчас комиссии чаще работают в реактивном режиме — постфактум, признал Сараев.
Председатель комитета Заксобрания Карелии по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Галина Гореликова затронула тему низкого показателя трудоустройства подростков в республике в летнее время.
— Каким образом нам стимулировать работодателей? Может быть, требуются какие-то особые механизмы стимулирования и привлечения, что можно сделать? — спросила Гореликова.
Отвечая на этот вопрос, Геннадий Сараев предложил депутатам взять под свой контроль выделение средств в бюджетах районов и городских округов на трудоустройство подростков в летнее время, чтобы выделяемые суммы не были мизерными или нулевыми.
В то же время омбудсмен признал, что если о трудоустройстве школьников в бюджетные организации еще можно договориться, то механизмов, чтобы заинтересовать частного работодателя, фактически нет.