Его смелость потрясала весь СССР, а он чуть не покалечился из-за великого Харламова. История о легенде ЦСКА Гусеве
Страшный случай.
Александр Гусев — воспитанник ЦСКА. С системой московских армейцев связана вся его карьера. Олимпийский чемпион встал на коньки в школе сильнейшей команды страны и провел там 12 (!) лет на профессиональном уровне. Пробиться тогда в ЦСКА было непросто еще и потому, что в большинстве команд на лед выходили только три пары защитников и три тройки нападения. То есть Гусев должен был пробиться в число шести лучших игроков обороны в Советском Союзе. Московские армейцы брали в состав только сильнейших хоккеистов страны, так что Александру пришлось соответствовать такому высокому уровню. А тренировал ЦСКА требовательный и суровый Анатолий Тарасов, что только усложняло дело.
Перед тем, как окончательно занять свое место в основе самого титулованного клуба в истории советского хоккея, Гусеву пришлось пройти испытание медными трубами. Вместе с закадычным другом Валерием Харламовым он отправился в чебаркульскую «Звезду» для получения игровой практики. Успешно пройдя это испытание, Александр вернулся в расположение ЦСКА и успешно завоевал место в составе. С 1967 по 1978 год олимпийский чемпион был незаменимым игроком армейцев. Всего за ЦСКА в чемпионатах страны он провел 313 матчей и забросил 64 шайбы — это гораздо больше, чем у некоторых форвардов.
«Он был очень яркой фигурой в обороне, мы с ним играли не один год в одной пятерке. Владел первым пасом, завершающим броском, хорошо видел площадку, техничный, в меру жестковатый», — говорил капитан ЦСКА и сборной СССР Борис Михайлов.
Гусев не производил впечатление жесткого защитника, но многие нападающие того времени признавались, что крайне неохотно выходили на лед против этого Геракла. При возможности он мог сделать очень больно. Как рассказывали современники оборонца, у него полностью отсутствовало чувство страха. Благодаря этому Александр вступал в борьбу практически не задумываясь. Такая самоотверженность позволяла ему выходить победителем из абсолютного большинства единоборств, в которые он ввязывался. Что касается технических качеств, то Гусеву и в этом плане было чем похвастать. Он был мастером по отбору шайбы и действовал в защите очень строго и надежно. В этом другу Валерия Харламова помогали габариты — высокий рост и длинные руки делали свое дело.
Результатом самоотверженности и максимальной самоотдачи легенды ЦСКА были травмы. В матче против новосибирской «Сибири» Александру ударили локтем прямо в лицо и сломали нос. Он даже не стал вправлять поврежденную область и продолжил матч. Гораздо более серьезные проблемы ему принес матч с чехами. В процессе игры Гусев неудачно упал на лед и получил открытый перелом руки. Всю зиму провел в гипсе. И в первом же матче после восстановления защитник чуть не распрощался с жизнью.
«В матче с «Динамо» из-за Харламова чуть не убился. Иду с шайбой на скорости по краю, меня догоняет Игорек Самочернов. Валерка в это время открывает калитку, чтоб выйти на лед. Отдаю пас, сзади удар от Самочернова — и несусь прямиком в ту часть калитки, где острый кусок пластика. Воткнулся бы виском — все, привет горячий. Счастье, что успел сгруппироваться и голову убрать. Врезался ключицей. Обошлось. Но ее так разнесло, что месяц в лежку. Была бы калитка закрыта, я бы просто по борту пролетел. Валерку, понятно, не виню. Стечение обстоятельств», — вспоминал олимпийский чемпион.