Как взрослые люди сдают ЕГЭ и что они думают про инициативу по отмене единого государственного экзамена
В этом году Единый государственный экзамен в России сдавали более 87 тысяч человек, в числе которых не только школьники, но и люди старше 30 лет. Они рассказали «Снобу», почему вновь решили сесть на парту, как готовились и что думают об отмене ЕГЭ.
Владимир Рыжков, 46 лет, Москва
Я выпускник 1993 года. Вырос на севере Камчатки, в поселке Палана. Это был такой угасающий форпост советской жизни: много интеллигенции, компьютерный класс, школа искусств, станция юных туристов, горнолыжная школа — в общем, я получил отличное школьное образование. ЕГЭ тогда, конечно, не было — я сдавал выпускные и вступительные экзамены. Готовясь к выпускным, я просто перечитал учебники по алгебре, геометрии, физике, биологии и русскому за весь курс и запомнил их.
При поступлении сдавал физику, математику и русский (писал сочинение). Экзамены проходили торжественно, все приходили на них нарядные, и вообще весь процесс был своего рода ритуалом выхода во взрослую жизнь — по крайней мере, я так запомнил. Подавал документы в два вуза — на инженерный факультет Университета дружбы народов и в МАИ. Выбрал МАИ, но на факультет систем управления, на который хотел, не прошел — и пошел на самолетостроение.
К старшим курсам я потерял интерес к конструированию летательных аппаратов и стал журналистом. Так началась моя долгая история в журналистике, рекламных агентствах, затем контентных и позже сервисных ИТ-проектах. В какой-то момент я занялся FPV-дронами — в качестве хобби. Но дело у меня пошло, друг позвал помочь с разработкой какого-то нехитрого беспилотника в тендер под газовиков, одно потянуло за собой другое — и я обнаружил себя в МАИ, спустя двадцать пять лет после того, как бросил его, не доучившись, на пятом курсе.
Доучиваться на конструирование летательных аппаратов мне уже, в принципе, незачем, но я сейчас по профессии менеджер проектов и при этом понемногу погружаюсь в индустрию беспилотных аппаратов. Поэтому решил поступить на экономический факультет МАИ, чтобы лучше понять специфику отрасли с этой стороны. Чтобы поступить на платное вечернее отделение, порог совсем низкий — мне достаточно было более-менее прилично сдать профильную математику, английский и русский.
Перед экзаменами я особо не волновался. В аудитории, где проходил ЕГЭ, было всего два-три человека, и я был единственным взрослым. Прослушивание записанных инструкций, конечно, немного сбивало торжественный настрой. Совсем не то, что в советских школах.
Как сдавать русский, я посмотрел в такси по дороге на экзамен. Как проходит устный английский — вечером накануне экзамена. Но подвела меня профильная математика, к которой я готовился пару недель. В итоге ее я завалил (и не понимаю почему, если честно). Я вполне уверен, что верно ответил на задания первой части — а больше мне было и не надо. Но почему-то результаты экзамена говорят иначе — что только пять из двенадцати ответов верные. Сейчас жду апелляции. Может быть, придется пойти в институт попроще и потом перевестись в МАИ.
Вспоминать школьные предметы во взрослом возрасте — это потрясающий опыт! Всем рекомендую! Вот ты сидишь, 46-летний человек с устоявшейся жизнью, слушаешь репетитора, разбираешь какое-нибудь решение, в котором ты ни в зуб ногой. И тут голос внутри тебя говорит: «Икс равен бэ в квадрате плюс-минус корень из дискриминанта, деленное на два а». И как будто свет зажигается в участке сознания, который был выключен тридцать лет! Я, конечно, из-за занятости слишком мало времени выделил на подготовку к своей профильной математике, но каждый день из этих двух недель я ходил с улыбкой до ушей.
Пока я готовился к ЕГЭ, мне показалось, что это вполне удобный инструмент, чтобы рассортировать выпускников по уровню знаний и отделить таких, как я, у которых знаний по предмету едва хватает на аттестат, от ребят, способных решать задания второй части без ошибок. Может быть, так и есть. Но, как я и сказал, я не уверен, что мой слабый результат по математике — результат плохих знаний, а не специфики самого экзамена.
Евгения Королева, 43 года, Урай
Я закончила школу в 1998 году. Поступала на очное отделение факультета психологии Магнитогорского государственного педагогического института, сейчас это Магнитогорский государственный университет. Сдавала выпускные экзамены из школы и вступительные в вуз — биологию, русский и математику. Я хорошо училась в школе, поэтому сдать их было несложно. На психфак я прошла, но на первом курсе узнала, что жду ребенка. Документы пришлось забрать.
В 2002 году я вновь решила поступать. Но на этот раз на заочное отделение в Литературный институт имени Горького в Москве. Там был очень жесткий отбор. Я сдавала историю, русский язык, литературу, проходила собеседование, творческие конкурсы. Настоящий марафон на износ и устойчивость нервной системы. Но все было не зря: я поступила. Учиться в Литинституте было интересно. Мы изучали такие предметы, которые я никогда просто так бы не стала изучать, например старославянский язык, языкознание. Проучившись год, я снова забеременела и опять ушла из вуза. Ездить на сессии в Москву с маленьким ребенком было бы очень тяжело. В Урае (город в Ханты-Мансийском автономном округе. — Прим. ред.) высших учебных заведений нет, и я пошла работать.
Когда у тебя нет высшего образования, твои возможности сильно ограничены, особенно если ты живешь в маленьком городе. Я искала вакансии, где не требовался бы диплом. За несколько лет сменила несколько мест работы: была секретарем, культорганизатором, художником-оформителем, медрегистратором в морге. За это время я родила еще двоих детей и начала писать книги. За три года я выпустила две — «Похорони своего бывшего. Как пережить развод и обрести счастье в новых отношениях» и «Как написать книгу, если ты не писатель». Я начала хорошо зарабатывать, запустила курсы по написанию книг. При этом никогда не скрывала, что у меня нет диплома. Пока дети не выросли, я считала для себя вопрос с высшим образованием закрытым. У меня был статус автора нон-фикшн книг, репутация, деньги. Но я поняла, что хочу получить высшее образование, потому что хочу наконец погрузиться в атмосферу студенчества.
Впервые о сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз я задумалась лет десять назад. Решила вновь поступать в Литинститут. В прошлом году я собиралась сдавать ЕГЭ по русскому и готовилась к нему два месяца. Но в последний момент передумала идти на экзамен. Испугалась. Мне казалось, что я уже старая, надо мной будут смеяться, боялась, что не сдам. Но в этом году сказала себе, что нужно хотя бы посмотреть, как все это происходит. Я могу позволить себе никуда не спешить и решила, что в этом году сдам русский язык, а в следующем — литературу.
К экзамену по русскому языку особо не готовилась. За неделю до него начала решать тесты, смотреть видео на YouTube. Атмосфера на экзамене была абсолютно спокойная. Я особо не нервничала, понимала, что это для меня не последний шанс. Сложнее всего было преодолеть стыд, что я сдаю экзамен наравне со школьниками. Но оказалось, что никто из них даже не удивился, что с ними сидит такая взрослая женщина.
Если сравнивать выпускные экзамены из школы, которые я сдавала, и ЕГЭ, то мне гораздо комфортнее было сдавать ЕГЭ. Я интроверт, и мне гораздо спокойнее решать задания письменно. Устные экзамены сложнее и страшнее: не у всех молодых людей развит навык речевой коммуникации.
Я сдала русский язык на 94 балла — допустила всего две ошибки. Результатом довольна. Он будет действителен еще пять лет. В следующем году буду сдавать литературу, но готовиться к экзамену начну за несколько месяцев. Нужно будет перечитать некоторые произведения.
Михаил Егин, 37 лет, Санкт-Петербург
В 2003 году я был в числе последних, кто в Питере сдавал «обычные» выпускные экзамены по билетам. Первое высшее образование юриста я получал в Санкт-Петербургском государственном университете. Перед поступлением сдавал вступительные, усердно к ним готовился, конечно, нервничал, как и все. После окончания учебы начал работать по профессии, много ездить по миру.
Желание получить второе высшее у меня появилось около года назад. Когда у тебя в жизни все устаканивается, хочется какой-то дополнительной реализации. И мне захотелось поступить на географический факультет. География и путешествия меня увлекали с детства, плюс наша страна заточена на добычу полезных ископаемых. Такая специальность всегда будет полезной.
Я начал искать в интернете, где можно получить второе высшее образование по географии на заочном отделении. И нашел Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. В феврале или марте там проходил День открытых дверей для абитуриентов. Я сходил на него и вдруг неожиданно узнал, что оказывается, для поступления на географический факультет нужно сдавать ЕГЭ. Меня это удивило, я думал, что этот экзамен только для школьников. Для поступления мне нужно было сдать три предмета — русский, географию и один на выбор: биологию или информатику. Я выбрал биологию.
Конечно, у меня были сомнения, насколько это все целесообразно и возможно ли вообще поступить на заочное отделение человеку в 37 лет. К тому же на географическом факультете всего 10 мест. К ЕГЭ я готовился два месяца — выделял два-три часа в день и решал тесты. Русский и географию я знал более-менее хорошо, но вот биология оказалась для меня сложной. Когда я пришел на экзамен по географии, выяснилось, что из 10 человек, которые заявились на экзамен и были в списке, пришли только четверо. Это меня сильно подбодрило. Со мной в аудитории сдавали двое школьников и один мужчина примерно моего возраста.
Географию я сдал на 62 балла. Русский — на 75 баллов. Хуже всего сдал биологию — на 45 баллов, порог был 40. Но я доволен результатами, думал, что будет хуже. О том, поступлю ли в вуз, узнаю только через месяц. Если мне придется снова сдавать ЕГЭ, значит, пойду еще раз, ничего в этом страшного нет. Мне было сложнее сдавать экзамен, чем выпускникам, которые изучают эти предметы последние пять лет. Взрослые уже не так хорошо воспринимают новую информацию. А знания, которые мы получили в школе или в вузе и не использовали в жизни, уже забылись.
Инициативу по отмене ЕГЭ я не поддерживаю. Это хороший экзамен, преимущество которого в более объективной проверке знаний. Когда мы сдавали экзамены по билетам, в них было по три вопроса. Можно было случайно вытянуть вопрос, в котором ты отлично разбираешься, и сдать. С ЕГЭ так не получится, нужно знать весь предмет. Только мне кажется, в идеале этот экзамен надо проводить не на базе школ, где можно ограничиться обычными выпускными экзаменами на аттестат, а на базе вузов и непосредственно на их территории.
Подготовила Ирина Филиппова