Верным ли курсом идёте, товарищ рубль
Доллар больше не будет
Рассуждать про доллар очень любят эксперты из деловых СМИ, на протяжении почти тридцати лет доллар был весьма интересен и россиянам. Но сейчас беспокоить нас должен только сам по себе рубль, а также уровень цен и заработных плат.
Итак, пишем про июньский рубль. Будет он расти или падать, согласитесь, уже не так важно. Отрыв, не фактический, а главным образом психологический – от доллара, точнее – от его курса, в России можно уже считать за данность.
И только не говорите, что кому-то из тех, кто так или иначе близок к Банку России просто понадобилась валюта на отпуск. Как-то не верится. Понятно, что те, кому действительно были нужны евро или доллары для поездки за границу, либо купили её много раньше, либо имели такой запас, что ещё на несколько поездок хватит. Это как минимум.
Другое дело, что доллары и евро не очень-то нужны сейчас внутри России. Тут никто не обратил внимания даже на снижение норматива по репатриации экспортной выручки – с 80 до 60 процентов, поскольку ни оттоком, ни притоком валюты в страну или из страны это никак не аукнулось. Хотя, быть может, пока.
Соответствующие данные Центробанка станут известны ещё не скоро, но скрупулёзно изучать их будут даже не валютные комиссары, а узкие, до невидимости, специалисты и фанатики.
С точки зрения эксперта-скептика
Перед президентскими выборами дежурные скептики наперебой советовали всем покупать валюту, поскольку, по их экспертному, хотя и не очень авторитетному мнению, после переизбрания Путина рубль должен был упасть по курсу. Абсолютно точно!
Но должен – ещё не обязан, и рубль зачем-то пошёл по курсу вверх, хотя и не сразу. Только вот зачем, не совсем понятно, если, конечно, не учитывать пропагандистского эффекта, и необходимости, не самой острой, заметьте, опровергать либеральную трескотню по поводу строительства в России нового «железного занавеса».
Вообще-то, интересно было бы знать, почему это «занавес» строим именно мы, а не коллективный Запад, и почему он в итоге получается таким куцым?
Впрочем, с нынешними рекордными доходами России, которой ограничили экспорт всего, что только можно и нельзя, начиная, конечно же, с нефти и газа, рублю просто некуда деваться.
Вот он и укрепляется. Но экспортёрам, которых в России теперь стало явно больше, чем до пандемии и СВО, крепкий рубль вовсе ни к чему, как то письмо генералу из анекдота. Производственным предприятиям курс валют тоже принципиально не так важен, им кредитный процент пониже подай.
В реальном секторе инвесторы не успевают осваивать предлагаемые им средства, даже если разжиревшие до неприличия банки готовы их впаривать по ставкам много ниже ключевой от ЦБ РФ. Именно это показывают опросы в бизнес-среде, которые теперь публикуются всё реже.
С оглядкой на инвестора
Всё, что сейчас говорят и пишут социологи и бизнес-аналитики про реальных инвесторов, имеет основания, если те не входят в круг избранных и не заняты в военной сфере. И ведь это при том, что полноценное снабжение участников СВО по-прежнему оставляет желать лучшего.
Зато всё в полном порядке, если судить только по результату, в плане жёсткой денежно-кредитной политики Центробанка. На её фоне дополнительную поддержку рублю весь месяц оказывал сильный платёжный баланс.
Доллары чаще всего непросто куда-то пристроить, а увести за границу так просто уже не удаётся. Приходится просто продавать их Центробанку по снижающемуся курсу. В итоге вполне позитивно на курсе рубля сказался и налоговый период, связанный с окончанием второго квартала года.
Хотя многие годы платёжный баланс, каким бы прекрасным он ни смотрелся, воспринимался как-то блекло на фоне растущей утечки валюты за границу. И всё же июнь оказался не столь успешным для рубля, как май. Просто наступило время закрепиться на отвоёванных у доллара и евро позициях.
Если в мае пара доллар/рубль упала на 3,17 %, до 90,1, что сильно превышает прогнозные показатели с нашего графика (см. выше). Впрочем, на графике – колебания пары рубль-доллар, а не рост или падение.
Однако по итогам июня, а потом и в июле роста курса рубля выше двух процентов можно точно не ждать. Но внутри июня месяца укрепление национальной валюты было моментами ещё более заметным, чем в мае.
Курс доллара раз за разом обновлял годовые минимумы, опускаясь на некоторых торговых сессиях вплотную к отметке 83 рубля за американца. Курс евро тем временем уже не пытался приближаться к уровням ближе к важной психологической отметке 100 рублей.
Раньше аналитики регулярно оправдывали укрепление рубля сохранением жёстких монетарных условий, хотя почему, собственно, это надо оправдывать. Ссылались ещё и на высокую ключевую ставку и возможное повышение её и в дальнейшем. Хотя по ней сегодня вообще мало кто кредитуется, за исключением откровенных спекулянтов.
Многие вообще считают, что на июньском совещании ЦБ РФ может прибавить к ставке ещё как минимуму процент. Причём, опять-таки, из-за роста цен, хотя цены у нас идут вверх как при высоких, так и при низких ставках. Но вот ради того, чтобы рубль не зарывался, оставляя экспортёров почти без прибыли, повышенная ставка сыграть может.
Другой ставки у нас для вас нет
Вот именно, другой ставки у Центробанка нет, как нет и иных инструментов воздействия на инфляцию. Укрепление рубля, начавшееся в мае, и продолжающееся сейчас, конечно, отражается на валютном рынке, хотя и с месячным, а то и больше запозданием.
Банк России, безусловно, продолжит продавать ежедневно миллиарды юаней из резервов – так, на всякий случай. Но атаки на рубль, даже при помощи китайской валюты, спекулянты явно отложат до августа – почему-то именно в этом месяце в России, как все мы помним, всегда случается что-нибудь нехорошее.
Ведь именно в августе начнётся какая-то реакция на меры ЕС против российского газа и что-нибудь вроде ещё одного контрнаступа на фронте СВО. А ещё в августе импортёрам может потребоваться срочно привезти в Россию хоть что-нибудь в расчёте на традиционно высокий осенний спрос.
Что-то может поменяться и с ценами на нефть, поскольку конкуренты, в том числе и такие, как Иран, постоянно «играющий партнёра и союзника», могут сильно нарастить и добычу, и экспорт. И сбить цены, чему вряд ли смогут противостоять даже лидеры ОПЕК.