Советский гамбургер, чебуреки и аналог хот-дога: как изменился московский стритфуд в ХХ веке?
Как известно, пришедшие к власти в 1917 году большевики были противниками частной собственности и любых форм бизнеса, поскольку в логике марксизма все обязательно должно было быть государственным. Естественно, при таком подходе пострадали и рестораны (как буржуазное явление), и лоточники (как мелкобуржуазный элемент). Но практически сразу был издан декрет о создании общественных столовых. Данные заведения должны были обеспечить жителей городов (в первую очередь рабочих и солдат) горячей пищей. Теперь только в столовых можно было купить те самые пирожки, бублики и прочие нехитрые продукты, чтобы быстро утолить голод и поскорее бежать на службу. Не следует забывать, что в первые годы советской власти бушевала Гражданская война и голод, поэтому кормили там чем придется.
В 1923 году ситуация стала получше: была введена Новая экономическая политика (НЭП), которая вернула к жизни и частные рестораны, и даже лоточников. Впрочем, государство все еще не хотело выпускать из своих рук вопросы питания людей, поэтому был создан так называемый «Нарпит» (народное питание), позднее ставший «Всенарпитом» — (Всесоюзным обществом народного питания). Этот госорган и курировал работу государственных столовых, которых в столице насчитывалось около 20. Чтобы конкурировать с частными заведениями, а также продвигать в жизнь коммунистические идеалы, под эгидой этого органа были созданы «фабрики-кухни». Первая такая в Москве появилась в 1929 году на Ленинградском шоссе (нынешний адрес: Ленинградский пр-т, д. 7, к. 1). Здание в стиле авангарда построено по проекту архитектора Алексея Мешкова. По задумке, такие фабрики-кухни должны были освободить москвичей и жителей других городов от необходимости готовить дома. Символично, что именно эта фабрика-кухня была построена напротив знаменитого дореволюционного ресторана «Яр».
Но идея коллективного питания не смогла вытеснить привычку питаться индивидуально. Да и времена изменились: НЭП был свернут, наступила пора индустриализации. Частные рестораны снова закрылись, вновь пропали лоточники. Очевидно, нужна была замена, в том числе и стритфуду. «Всенарпит» был упразднен, и на его месте в 1934 году появился Народный комитет пищевой промышленности, который возглавил легендарный большевистский деятель Анастас Микоян. В 1936 году он отправляется в большую командировку в США, дабы изучить западный опыт в области общепита. И оттуда он привозит самые настоящие автоматы по производству… гамбургеров!
Да, первый полноценный советский стритфуд был не чем иным, как копией знаменитых американских гамбургеров. Назывались они «Горячая московская котлета», стоили 50 копеек и продавались в отдельно построенных киосках. Для них выпекались специальные булочки и готовились котлеты по особому стандарту. Правда, от булочек вскоре отказались, заменив их простыми кусками белого или черного хлеба. В придачу к «московской котлете» давали еще и лимонад, что, по мнению некоторых историков, было советским новшеством. Согласно статистике, москвичи в конце 1930-х годов ежегодно съедали около полумиллиона таких котлет. По задумке Микояна, киоски первого советского стритфуда должны были появиться не только в столице, но и во всех крупных городах, однако этому помешала начавшаяся война.
Великая Отечественная война привела систему отечественного стритфуда в упадок. Ситуация стала походить на первые годы советской власти, поэтому пришлось начинать все с нуля. С приходом к власти Никиты Хрущева ситуация с «едой на ходу» начала меняться в лучшую сторону. Начали открываться стационарные заведения: чебуречные, пельменные, шашлычные, блинные, бутербродные и так далее. Первопроходцем считается чебуречная под названием «Дружба», которая была открыта в Москве в 1957 году на Сухаревской площади. К «горячим московским котлетам», увы, не вернулись, зато из США пришло другое новшество, которое привез уже сам Хрущев после своего визита в Америку — хот-дог. Она же всем известная на просторах нашей страны «сосиска в тесте». Да, это тоже наш аналог американского стритфуда.
Кроме того, москвичи в советское время могли перекусить пончиками, продавшимися в специальных киосках, пирожками, которые развозили на тележках и продавали в пирожковых, вареной кукурузой, упомянутой уже сосиской в тесте и много чем еще. И конечно же, запить это лимонадом из специальных уличных автоматов или кружкой холодного кваса из желтой бочки на колесах. А на десерт — леденец-петушок на палочке или разнообразное мороженое. Стоимость советского стритфуда оставалась низкой долгие годы советской власти, поэтому его мог себе позволить каждый житель страны.
К концу 80-х годов ХХ века товарный и продуктовый дефицит охватил всю страну. Точки советской «быстрой еды» стали терять в качестве и закрываться. На смену им уже начали осторожно приходить западные корпорации. 31 января 1990 года на Пушкинской площади был открыт первый в СССР ресторан сети «Макдоналдс». Эпоха советского стритфуда закончилась вместе с Советским Союзом.
Роман Голосов
Сообщение Советский гамбургер, чебуреки и аналог хот-дога: как изменился московский стритфуд в ХХ веке? появились сначала на МОЙ РАЙON.