ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ИВАНА КОЧУБЕЯ
Среди красных и белых командиров эпохи Гражданской войны было достаточно много любопытных личностей, чей жизненный путь достаточно сложно представить вне рамок этой братоубийственной бойни. Имя Ивана Кочубея, легендарного комбрига РККА, долгое время оставалось в тени, ведь для советской власти он был спорной личностью и ярким примером «партизанщины». Тем не менее, уже в конце 50-х годов прошлого столетия Кочубея реабилитировали и даже сделали героем кино (в 1958-м году вышел фильм «Кочубей), а потом заслуженно включили в пантеон красных полководцев Гражданской войны.
Будущий комбриг РККА родился на Кубани в семье казака и с юных лет готовился к военной службе. Кубанское казачество было известно тем, что в XIX столетии принимало активное участие в покорении Кавказа и переняло многие обычаи горцев. Это было сословие профессиональных воинов, защищавших южные рубежи России.
В годы Первой мировой войны кубанские казаки отправились на западный фронт, где совершили множество подвигов. По иронии судьбы, Иван Кочубей долгое время воевал в отряде есаула А.Г. Шкуро, будущего участника белого движения. Здесь казак получил должность урядника и несколько георгиевских крестов за мужество.
Уже на войне с «германцем» проявился сложный и противоречивый характер Кочубея. Он отличался необычайным мужеством, но вместе с тем был склонен к самодеятельности. В годы Гражданской войны это свойство личности развилось до невероятных пределов и стало причиной конфликтов с высшим руководством.
Крушение империи в 1917-м году и назревающее противостояние между белыми и красными заставило кубанских казаков самостоятельно делать свой выбор. Стоит отметить, что в первые месяцы казачество стремилось уклониться от участия в Гражданской войне и предпочитало наблюдать за всем со стороны. Впрочем, Кочубей был не из тех, кто отсиживается в тылу, поэтому в скором времени он организовал в своей станице конный партизанский отряд, с которым принял участие в боевых действиях против белой Добровольческой Армии.
Боевые действия на Кубани, ставшей в 1918 году главной ареной Гражданской войны, шли с переменным успехом. Белые значительно уступали числом, однако имели в своих рядах элитные офицерские части, дравшиеся профессионально. Ближе к лету качественное превосходство стало сказываться, полупартизанские красные части начали отступать по всему фронту. Отряд Кочубея, действую на многих направлениях, прикрывал их отход от Екатеринодара (ныне Краснодара).
Методы войны, принятые в отряде Кочубея (со временем он вырос в бригаду), были для большевиков неприемлемыми. Этот краском (красный командир), очевидно, по натуре был скорее анархистом, чем большевиком, не любил партийное руководство и не гнушался при случае жестокостями и грабежами. Вместе с тем его отряд действовал очень успешно и периодически навещал тылы белых, наводя ужас. Это заставляло коммисаров до определённого момента закрывать глаза на его «художества».
Особенную ненависть у Кочубея почему-то вызывали бывшие офицеры. Это приводило к многочисленным конфликтам, иногда заканчивавшимся кровью. Неграмотному казаку так и не удалось понять, что без грамотных военных специалистов Красная Армия не сможет выиграть войну против образованных белых генштабистов.
Партизанская самодеятельность Кочубея продолжалась чуть больше года. Впрочем, у всего бывает предел. В феврале 1919 года комбрига обвинили в убийстве комиссара Аскуравы (тот обвинял партизана в анархическом своеволии) и хотели принудить к разоружению. В ответ партизанский командир двинул свою бригаду в сторону Москвы и объявил, что собирается оправдаться лично перед Лениным. В пути его части попали в засаду и были разбиты белыми, а сам Кочубей попал в плен. После допросов и якобы отказа от предложения о переходе на сторону Деникина легендарного комбрига публично повесили, объявив «мучителем русского народа». Казнь состоялась 22 марта 1919 года в городе Святой Крест.
Людям, слабо знакомым с реалиями Гражданской войны, личность Кочубея может показаться весьма своеобразной. В то же время заслуги комбрига перед советской властью очевидны и не подлежат сомнению. Таким образом, Иван Павлович был настоящим сыном своего времени, не лишённым недостатков, но искренне преданным делу революции.
Заглавное фото. И. Кочубей (слева, в своей знаменитой белой папахе), его заместитель по бригаде Михайлов и родной брат Антон