Саровская пустынь и другие: «пещерное моление» на Нижегородской земле
Одной из особенностей обители, где подвизался великий русский святой Серафим Саровский, память которого мы празднуем 1 августа, было наличие в ней пещерного храма. Насколько распространенной можно считать практику «пещерного моления» на Руси, начавшуюся с Киево-Печерского монастыря Киева, и как она попала на берега Волги? Были ли пещерные кельи и храмы в других монастырях Нижегородской земли?
История подземного, пещерного моления среди христиан начинается уже с II–III веков в состоящих из галерей, проходов и кубикул некрополисах Рима и других крупных городов Империи – катакомбах, где первые христиане собирались для поминовения и совершения богослужений по усопшим братьям. Будет важным вспомнить стоявшего в числе первых основателей монашества преподобного Антония Великого, который удалился в затвор в гробницу для моления на двадцать лет, а позднее совместно с преподобным Аммоном Нитрийским устроил монашеское поселение в келлиях в конце 330‑х годов. Также у истоков монашеской традиции стояли великие преподобные Пахомий, Макарий, Евфимий и Савва Освященный. Духовный опыт и аскетические подвиги этих старцев вдохновляли и вдохновляют монахов по всему миру, в том числе и на Руси.
История монашества, монастырей и, в частности, пещер на территории современной Нижегородской епархии тесно связана с историей иночества в Киевской Руси, в Российском государстве. Многие монахи вдохновлялись примерами Киево-Печерских старцев, в особенности святыми преподобными Антонием и Феодосием. Некоторые из насельников покидали монастырь, уходили вглубь Руси и основывали новые монастыри. Так, например, святой преподобный Дионисий Суздальский в свое время покинул обитель и основал Вознесенский Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода, принося на новую землю в том числе и традицию пещерного жительства.
На Нижегородской земле иночество появляется с XIII века.
Благовещенский монастырь
Благовещенский мужской монастырь – самая древняя обитель на территории Нижегородской земли. Считается, что она ровесник городу Нижнему Новгороду, который был основан в 1221 году Великим Владимирским князем Георгием Всеволодовичем. Первое сохранившееся документальное упоминание об обители встречается в Лаврентьевской летописи (1377 год), где рассказывается о неуспешном нападении на город и сожжении Богородичного монастыря вне города в 1229 году мордовским военачальником Пургасом.
В XIV веке, после периода упадка, монастырь был возрожден попечением святителя Алексия, митрополита Московского. С того времени храмы обители перестраивались, в том числе и Благовещенский собор. На данный момент сооружения монастыря отражают архитектуру XVII–XIX веков.
В этот же период были устроены две пещеры на территории монастыря. Одна из них была сделана в подпорной стене между Успенским и Сергиевским храмами (ранее – Алексеевская церковь). От нее и начинался вход в эту пещеру, которую вырыл патриарший ризничий иеродиакон Иосиф Булгаков (+1710), он же и построил Алексеевскую церковь. Кратко и емко в свое время (1884 г.) ее описал казначей иеромонах Аркадий: «Под сею церковью покоится и самый прах строителя и есть небольшая пещера, вырытая им в горе, с родником, выложенная белым камнем, ныне от сырости обвалившаяся».
Другая пещера располагалась рядом, начиналась от Успенской церкви и уходила вглубь горы к югу от монастыря. Про нее известно, что она была «больше первой и сделана извилинами».
Самым ранним источником о времени происхождения пещер для нас является рапорт архимандрита монастыря Иоакима «об остатках всех древних зданий, как то: крепостей, замков, Монастырей и Церквей, хотя бы где оныя существовали в одних уже развалинах», который в 1825 году направил в Нижегородскую духовную консисторию. Описание первой упомянутой пещеры: «Пещера из под Церкви, здателя Монастыря, Святителя Алексия Митрополита московского, и всея России чудотворца, под Южную Монастырскую стену, и за нею под высокую и крутую гору, простирающаяся длиною, от Устья ея, до окончания под оною горою находящегося в четыре трех аршинныя сажени, а широтою в 2 аршина, высотою же в 2 аршина 6-ть вершков, внутренность сея пещеры, первоначально выкладена была диким камнем, но как оный во многих местах свода, и стене обвалился, а поправлять диким же камнем под Церковью и стеною неудобно; то ныне в оной пещере для поддержания сводов и стен, внутренность обделана толстым сосновым тесом с колоннами. В сей пещере достопримечательно и то, что при конце ея под горою, в сей самой пещере имеется колодец с прозрачнейшею и лучшею по вкусу водою, для Церкви употребляемою на теплоту. При устье оныя пещеры, под упомянутою Алексеевскою церковью, в юго‑западном угле гробница здателя сих Церкви и пещеры. Над сею на гробнице на камне, в стену южную, вкладенном вырезаны следующие слова: "1710-го года Маия 25‑го дня в 2-ом часе нощи, успе во Христе, блаженночестный монах иеродьякон Иосиф Булгаков, бывый потриарше судия и ризничей, иже первый пещеры сей, и храма Святителя Алексия основатель и зде первый положися"».
До этого же в том же рапорте настоятель упоминал и о второй пещере: «Пещера близь алтаря Успения теплыя Церкви, под монастырскою стеною, и под высокую и крутую, за тою стеною на Юг гору, простирающаяся от устья ея во внутренность горы оныя, длиною на 13- ти трехаршинных сажень, а шириною в иных местах на 2 аршина 10 вершков; в других же местах на 6-ть и на 5-ть четвертей; В высоту сия пещера, в иных местах в 2 аршина с половиною, в других же местах 2 аршина и 3 четверти; внутренность оныя пещеры выкладена большею частью диким камнем, а в некоторых починенных местах кирпичем».
Для удобства восприятия переведем вышеуказанные размеры в международную систему измерений, таким образом размеры первой пещеры составляют: 8,5 м х 1,4 м х 1,7 м. Размеры второй: длина – 27,7 м, ширина – от 0,9 м до 1,9 м, высота – от 1,8 м до 2 м. Из этого описания мы можем сделать вывод о том, что преемство в использовании одной из пещер проявилось в частном случае человека, пожелавшего вырыть пещеру для своих нужд, где он и был похоронен. Остальную же братию хоронили на поверхности, на территории монастыря. Храмов и часовен на их территории не находилось и позднее обнаружено не было.
Исследователем М.В. Медоваровым высказывалось предположение, что эта пещера могла использоваться как противооползневое средство. Об использовании другой пещеры сведений до нас не дошло. Другие источники также дополнительных сведений об их применении не добавляют.
Пещера, устроенная иеродиаконом Иосифом Булгаковым, сохранилась, ее стены и своды обложены известняком, посередине располагаются инженерные коммуникации; ее размеры почти не изменились. Вторая пещера в настоящее время засыпана землей, это связано в первую очередь с тем, что грунты в районе Нижнего Новгорода являются достаточно сыпучими, нередко случаются оползни.
Вознесенский Печерский монастырь
Одним из древнейших монастырей Нижнего Новгорода является Вознесенский Печерский мужской монастырь. Он был основан в XIV веке иеромонахом Дионисием (в последствии – святитель, митрополит Киевский и всея Руси), который пришел под Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря в 1384 году. Об этом нам повествуют Рогожский летописец и Симеоновская летопись. В Книге Степенной царского родословия, созданной в 1550 – 1560-х годах, также говорится об основании монастыря и о том, что оно началось именно с создания пещер: «Сий Дионисий в Нижнемъ Нове граде ископа пещеру, идеже люботрудно подвизася и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».
В 1597 году происходит крупный оползень в месте расположения Печерского монастыря, который почти полностью разрушает монастырь. «Нижегородский летописец» (втор. пол. XVII века) сообщает нам, что среди редких уцелевших построек были пещеры: «Вооноже время Егда подвижеся место под Печерским Монастырем и тогда все здание Монастырское разрушися токмо сим пещерам единем стоящим инеподвизающимся сихже убо ради и прозвашася Старые пещеры ихже ради звася Монастырь печерский».
Настоятель Печерского монастыря Иоанн (Серебровский) описывает состояние пещер во второй половине XIX века так: «Прошло с лишком два века с половиной, а следы этого разрушения еще заметны. По значительному уступу горы доселе можно еще отметить границы прежнего Монастыря, и на всем этом пространстве значатся признаки разрушения: можно видеть груды камней на земле и под землею в огромном количестве, остатки и развалины пещер, невдалеке от восточной стороны Монастыря существовавших в полуразрушенном виде до начала текущего столетия. Еще в недавнее время, по словам очевидцев старожилов, сгорала гривенная восковая свеча при обходе этих пещер любопытными смельчаками».
На основе данных источников можно определить временные рамки существования пещер на месте Вознесенского Печерского монастыря: с конца XIV века по конец XIX века. Более поздних сведений о состоянии пещер не обнаружено, а в настоящее время входа в пещеры нет. На месте разрушенного монастыря позже была построена Преображенская церковь, которая затем несколько раз перестраивалась. В крипте храма ежедневно совершаются молебны над мощами местночтимого святого преподобного Иоасафа Печерского, подвизавшегося в этой обители и скончавшегося примерно за 30 лет до оползня; они находятся еще глубже, под спудом, напоминая о некогда существовавшем на этом месте монастыре и молитвенных подвигах братии в его пещерах.
Успенская Саровская пустынь
История Успенского Саровского монастыря начинается с прихода на место впадения в Сатис реки Саровки иеромонаха Исаакия (Попова; позднее – иеросхимонаха Иоанна). В своей рукописи «Сказание о первом жительстве монахов» под другим именем – Иларион – он пишет о том, как в год его рукоположения (1692) на месте Старого Городища начал копать пещеру, и ему приснился сон с видением, в котором он оказался как будто бы у Киева, где ему явился святитель Иларион, митрополит Киевский, первый начавший копать пещеры Киево-Печерского монастыря. Святитель благословил Исаакию тоже устроить пещеру.
Дальнейших сведений о пещерах немного; из жития известно, что Иоанну в начале в строительстве пещер помогали отшельники Феодосий и Герасим. В 1709 году в подземельях была сделана небольшая церковь размерами 9 на 6 метров, с четырьмя колоннами.
Окончены работы по возведению пещер были в 1711 году, о чем пишет в своей книге по истории монастыря в 1804 году игумен Маркеллиан: «Тогож 1711 года Марта в 16 день окончены в полугоре пещеры, которые доведены почти до половины монастыря под землею; вход в оные из вне монастыря, и по разным местам оных поделаны келлии, в коих прежде сего живали и монахи». Из этой цитаты можно сделать вывод, что на момент 1804 года монахи уже не жили в пещерах.
В том же 1711 году, 30 мая, после долгих согласований и по ходатайству сестер Петра I царевен Марии и Феодосии была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вышеупомянутые царевны подарили в новый храм частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые были положены под престолом.
После отхода от дел управления пустынью в 1731 году и смерти иеросхимонаха Иоанна в 1737 году храм приходит в упадок из‑за проблем с сыростью, вентиляцией и отсутствия должного ухода – богослужения прекращаются.
В 1778 году Владимирский епископ Иероним благословляет восстановить храм, а затем 15 августа 1780 года вновь освящает его. В это время начинается активное благоукрашение церкви. Самый ранний дошедший до нас план пещер Саровского монастыря относится к 1780 году. В нем обозначены спуск, кельи, храм в центре, девять коридоров, названных улицами. Эта схема достаточно точно отражает расположение подземных построек.
Точная дата закрытия пещер не известна, но, вероятно, позже 3 апреля 1956 года (самая поздняя надпись вандалов на стене).
Риски для обрушения сводов представляли взрывы соборов пустыни на поверхности, а также проложенная над подземельем автомобильная дорога. Но пещеры достаточно хорошо сохранились. Их поиском и исследованием в конце 1980‑х годов стало заниматься общественное историческое общество «Саровская пустынь». Подробно об этом пишет в своей статье исследователь А.М. Подурец.
18 апреля 2006 года архиепископом (ныне митрополитом – прим.) Нижегородским и Арзамасским Георгием были совершены великое освещение подземного храма во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и Божественная литургия. В настоящее время в храме службы проводятся на престольный праздник, а в пещерах проводятся экскурсии для паломников.
С сожалением можно отметить недостаточную освещенность и систематизированность информации по пещерным монастырям Нижегородской епархии. Есть ли на этой земле еще что‑то подобное – данный вопрос представляет интерес, так как тема пещерного моления существовала на протяжении почти всей истории христианства, в том числе и на Руси.
Андрей ВОЛГИН,
студент Нижегородской духовной семинарии
Публикация семинарского журнала «Дамаскин»