Смертельный вызов: медуслуги на дому привели к гибели пациента
В Республике Татарстан расследуют смерть жителя Казани, который скончался после капельницы, поставленной ему на дому знакомым косметологом. По данным СМИ, мужчине должны были прокапать витамины для улучшения иммунитета, а вместо этого дали препарат от похмелья. Смерть наступила из-за внутреннего кровотечения на фоне хронического гастрита. О ходе расследования будет доложено председателю СК РФ. Какова ситуация с оказанием медицинских услуг на дому, стоит ли доверять частным специалистам, которые делают капельницы и ставят уколы, разбирались «Известия».
Почему житель Казани умер от капельницы
Как сообщает РЕН ТВ, жительница коттеджного поселка в Казани решила воспользоваться услугой знакомого косметолога, увидев у нее в Сети рекламу капельниц с витаминами, которые помогут снять отеки после родов. Ее муж решил сделать капельницу вместе с ней — для поднятия иммунитета. Однако вскоре после проведения медицинской процедуры на дому обоим супругам стало плохо: поднялась температура, их стало рвать кровью. Состояние женщины стабилизировалось, а мужчину госпитализировали, но спасти не смогли — 30-летний житель Казани умер в результате желудочно-кишечного кровотечения, которое развилось на фоне хронического гастрита.
Супруга погибшего утверждает, что вместо препарата с витаминами они получили капельницу от похмелья, хотя спиртное не употребляли.
По факту трагедии возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности или здоровья потребителей. О ходе расследования уголовного дела будет доложено председателю СК РФ Александру Бастрыкину.
Сама косметолог Эндже Сибагатова, фигурантка этого дела, заявила, что женщина, которая обратилась к ней за помощью, «когда-то была пациенткой с проблемой зависимости». По ее словам, ранее мужчина якобы уже принимал эти препараты, никаких побочных эффектов не было. Эндже утверждает, что она сама вызвала клиентам скорую помощь, узнав о недомогании. На вопросы «Известий» Эндже Сибагатова на момент публикации материала не ответила.
Какова ситуация с теневым рынком медуслуг
Минздрав Татарстана после появления сообщения о произошедшем призвал жителей региона «обращаться за медицинской помощью исключительно к квалифицированным специалистам» и не подходить необдуманно к рекламе медицинских услуг в социальных сетях и мессенджерах, доверяя только медицинским организациям, имеющим лицензии.
Лицензия на оказание медуслуг у косметолога, судя по всему, была — поэтому и дело возбуждено именно по ст. 238. Однако и случаи оказания незаконных медицинских услуг — не редкость. Так, например, в августе сообщалось о жителе Забайкалья, который лечил зубы пациентам на дому, не имея никакой лицензии. После этого некоторым клиентам пришлось обращаться за повторным лечением в больницу. В 2023 году в Дегтярске Свердловской области обнаружили подпольную стоматологию в гаражном боксе. В марте 2023 года приговорили бывшего гинеколога из подмосковной больницы, которая незаконно сделала своей знакомой нитевой лифтинг — и та скончалась от передозировки лидокаина.
Оценки по объему теневого рынка медуслуг в России разнятся: так, агентство Digitalriff оценивает его в 182–250 млн рублей, имея в виду лишь платежи мимо касс в частных клиниках, а коллегия адвокатов «Аронов и партнеры» называет сумму в 215 млрд рублей, учитывая и частный, и государственный секторы, и продажу человеческих органов и наркотических средств, и изготовление контрафактной продукции, и оказание медпомощи не по стандартам или без лицензии.
Одновременно, в принципе, растет сегмент медицинских услуг на дому — об этом свидетельствуют результаты анализа, который проводило маркетинговое агентство «Русопрос» в Москве и Московской области по итогам 2020–2022 годов. Отмечалось, что на фоне пандемии спрос подскочил в три раза, а затем рынок стабилизировался и стал в среднем прирастать на 12% в год. Объем платных услуг с выездом на дом в 2022 году превысил отметку в 16 млрд рублей. Мировой рынок домашнего здравоохранения оценивается в $309 млрд, а к 2029 году, ожидают эксперты, достигнет $500 млрд.
Основатель и управляющий партнер ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» Алена Талаш рассказала «Известиям», что в России теневой рынок платных медуслуг сокращался до 2019 года: если в 2005 году на этот сегмент приходился 51% объема рынка коммерческой медицины, то в 2019-м — уже 16%. При этом в период кризисов и экономических шоков, говорит эксперт, теневой сегмент растет.
— В последние годы отмечен рост теневого рынка наркологии. Особой популярностью пользуются как раз пресловутые «капельницы на дому», которые в большинстве случаев осложняют течение алкоголизма и наркомании, — говорит Алена Талаш. — На фоне стигматизации психиатрии растет спрос и на платные психиатрические услуги, что приводит к оттоку пациентов к неврологам и психологам без медобразования.
Отдельная тема — сфера красоты, продолжает эксперт. Ссылаясь на опрос ВЦИОМа, она замечает, что каждый третий россиянин обращается к косметологам и «мастерам красоты», 6% предпочитает услуги на дому, но, по данным Национальной ассоциации клиник эстетической медицины, доля нелегальных косметических медуслуг достигает 40% от общего объема этих услуг и может превышать 100 млрд рублей.
«Известия» направили запрос в Росздравнадзор по теме нелегального и легального рынка домашних медицинских услуг.
Кто оказывает нелегальные медуслуги на дому
Основатель и научный руководитель сети клиник иммунореабилитации, адаптационной и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо замечает, что врачи многих специальностей подрабатывают частным образом.
— Многие медсестры, косметологи, массажисты 1–2 дня в неделю ведут прием в клинике, чтобы наращивать свою клиентскую базу, а в другие дни — принимают клиентов на дому, — рассказала она «Известиям». — Некоторые такие специалисты со временем приобретают домой даже оборудование для аппаратной косметологии.
При этом, замечает Ольга Шуппо, почти любой медицинский сертификат можно купить в Сети. Это правда — по запросу в интернете находится множество сайтов, которые предлагают «быстро и без проволочек» приобрести необходимый документ, что «поможет специалистам быстро получить работу». Есть там и диплом медицинского колледжа, и сертификат стоматолога, и удостоверение об окончании интернатуры. Цена вопроса — 12–25 тыс. рублей.
Руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова замечает, что у граждан достаточно высока лояльность к тем, кто без соблюдения правил или даже незаконно предоставляет услуги в сфере красоты и здоровья с выездом на дом.
— Опрос самозанятых в потенциально опасных для жизни сферах красоты и здоровья и общественного питания, который мы провели в мае-июне этого года, показал, что 31% из них работают дома, 14% — в собственном нежилом помещении, 2% — в офисе юрлица, которому оказывают услуги, 1% — на дому у клиента, — рассказала она «Известиям». — Из опрошенных 29% имеют высшее профильное образование, 28% прошли популярные курсы, 19% прошли курсы с выдачей удостоверения гособразца, остальные не имеют профильного образования в своей сфере деятельности.
Ольга Позднякова предполагает, что ситуация даже сложнее, потому что сами нарушители, очевидно, в опросах либо не участвуют, либо дают «социально приемлемые ответы».
— Есть в этой истории и еще одна виновная сторона — авторы так называемых курсов, которые онлайн и в короткий срок обучают широкий круг лиц делать капельницы, уколы красоты, вводить инородные вещества в тело человека, изначально непрофессионально преподнося эти виды вмешательства в организм как безопасные и доступные для любого желающего без медицинского образования, — говорит она.
Какое наказание грозит медикам
Председатель комитета по медицинскому образованию в Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Виталина Левашова замечает, что частная практика на дому фактически запрещена: медицинская лицензия привязана к месту, то есть адресу, по которому оказываются услуги.
— Организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, могут оказывать услуги на дому: осмотр врача, взятие крови, инъекции, — говорит она «Известиям». — Но даже лицензированным организациям разрешено оказывать на дому далеко не все услуги.
Медицинский юрист Алексей Горяинов замечает, что индивидуальные медицинские услуги далеко не всегда оказываются лицами, не имеющими соответствующей квалификации и подготовки. Другое дело, что лицензии на эту деятельность имеют, как правило, немногие — и это ставит частных медиков за рамки закона, даже если они приносят пользу пациентам.
— Возможно, стоило бы расширить возможность саморегулируемых врачебных организаций осуществлять контроль за своими членами с возможностью приостановления права заниматься профессиональной деятельностью — однако пока мы к этому еще не готовы, — считает Алексей Горяинов.
Алена Талаш указывает, что число дел о привлечении медработников к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ в целом увеличилось. Если действия медработника приведут к причинению тяжкого вреда здоровью пациента или летальному исходу, за это может грозить тюремный срок до шести лет, а также штраф до 500 тыс. рублей. Ответственность предусмотрена и за нарушение самого алгоритма оказания медпомощи, определенного стандартами и клиническими рекомендациями.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев замечает, что риски несет любое серьезное медицинское вмешательство даже в условиях клиники, но в медучреждении хотя бы есть возможность оказать экстренную помощь, есть определенные протоколы на случай аллергических, парадоксальных реакций.
— Поэтому, не снимая ответственности с тех, кто считает возможным «факультативно» проводить инвазивные процедуры на дому, важно понимать, что человек, который приглашает врача (тем более незнакомого) для проведения медицинских вмешательств, должен осознавать все риски, — сказал он «Известиям».