Интервью с режиссером Константином Соя
Скоро кировские театры откроют новый театральный сезон. И первым распахнет свои двери для зрителя "Театр на Спасской" премьерой спектакля "Простые вещи" (16 ). Первые показы назначены на 30 и 31 августа.
Мы пообщались с режиссером этого спектакля.
Соя Константин Антонович
режиссер
Родился и живет в Санкт-Петербурге. В 2023 году окончил Российский Государственный Институт Сценических Искусств по специальности "Режиссер драмы", мастерскую Григория Козлова.
Расскажите о себе то, что считаете нужным.
Меня зовут Костя Соя. Я режиссер. Подростком я смотрел очень много фильмов, и думал о профессии кинорежиссера Вначале учился на актерском, но доже во время обучения больше тянуло в режиссуру. Хотелось делать что-то на 100 процентов самому: определять материал, самому ставить. И я решил: пойду еще 5 лет поучусь, чтобы было образование и лучше понимать то, что я делаю.
Чтобы это не была история про то, что не имея высшего режиссерского образования мне приходилось всем доказывать, что я все-таки кое-что могу.
А как стать режиссером? Точнее, когда приходит понимание, что ты, как режиссер состоялся?
Как почувствую, то обязательно расскажу (улыбается). Мне кажется, что состояться режиссер может в разных аспектах: можно, например, состояться в экспериментальном театре, а можно в репертуарном. У меня пока достаточно мало опыта в постановках, которые бы надолго оставались в репертуаре -в этом я пока не состоялся, но очень хочу. Каждый раз немножко получается состояться, когда ты слышишь впечатления людей, для которых спектакль, который сделал, стал чем-то важным и ценным. Но вообще, я думаю, что понятие "состоятельности" можно всякий раз по-разному трактовать. Главное - это понятие человеческих убеждений, даже если это убеждение какого-то элементарного гуманистического характера, например, обращать внимание на чужое горе. Если получается это сделать и перевести в какой-то диалог со зрителем, то в эти моменты ты и можешь состояться. Даже если не как творец, но как интересный человек. Вообще, каждого художника , а режиссер - это во многом тоже художник, этот вопрос собственной состоятельности заботит, иногда до неврастении. Мне кажется, что в этом нужно быть спокойнее и ценить каждый момент, когда что-то получилось.
Появляется ли в вашей работе такой "крючок", может быть в тексте, может быть в визуальном решении, за который ты зацепляешься и дальше на него все нанизывается?
Да, наверное, можно даже сказать, что всю эту историю мы "вяжем крючками". На самом деле в момент работы с материалом очень важно найти , как это материал соединяется с тобой. Я пользуюсь техниками разбора и развиваю это, чтобы правильно формулировать, что ты хочешь сказать, потому что режиссер - это во многом формулировка. Изначально цепляет именно она. Потом, я человек менее" визуальный", а более слышащий. Поэтому чтобы в чем-то для себя определиться, вдохновиться и пойти дальше решать спектакль, мне очень важна музыка, подход к звуку. Но самым важным и большим является тема, которая тебя беспокоит и ты хочешь высказаться - это дает очень большое, сильное движение вперед.
Атмосфера, часто бывает двигателем. Атмосфера, которая тебе представляется, когда знакомишься с материалом. Можно, например, взять "Фиесту" ("И восходит солнце") Хэмингуэя, в ней меня, в первую очередь, привлекла атмосфера Латинского квартала в Париже 20-х годов, жизнь писателей, какая-то загадка, связанная с главным героем. И очень часто толчком к работе становится желание погрузиться в такую атмосферу. Атмосфера же это эстетика, а эстетика - это замерзшее чувство. Это, конечно, из области интуитивного, режиссер должен "дружить" с интуитивным, но при этом подводить сознательную базу. Но главное - все равно -тема. Сегодня эта тема для меня это познание мира изнутри. Отражение она нашла в спектакле "Простые вещи", где поднимается тема деменции, и рассматривается изнутри, на примере человека страдающего от нее. Как постепенно утрачивается связь с внешним миром. И это тема принятия того, что мы не можем изменить.
Лучший актер, по вашему мнению, это?...
Это очень сложный вопрос. Когда ты работаешь в театре, то влюбляешься в самых разных актеров, и сказать, что какой-то из них лучший нельзя. Для меня все, с кем я работал - лучшие. Наверное, лучший актер - этот тот, кто смотрит с тобой в одном направлении, стремится к раскрытию темы, способный на совместное творчество и диалог. И вот это драгоценно.
По статистике в театр ходит только 10 процентов населения. Почему, на ваш взгляд, кино популярнее?
Потребность пойти в театр - это потребность в живом диалоге , в определенном культурном обмене, при этом наступает момент некой беззащитности - ты становишься более открытым, уязвимым. И это не всем нравится. Кино - это все-таки в большей степени отстраненность, и оно более яркое - смена локаций, разные спецэффекты, и в этом смысле театр ему в чем-то проигрывает.
Но в нашей стране театр развит больше и интерес к нему значительно больше, т.е. 10 процентов - это ого-го! Если будет больше 10 процентов, то качество театра , возможно, упадет.
Многие люди говорят: "Я театр не понимаю. Даже и хочу пойти, но боюсь, не пойму". Как понимать театр, с чего начинать учиться понимать театр?
Учитывая то, о чем мы уже говорили - а надо ли? (улыбается) А если серьезно, у человека должна быть большая информированность о том, что он может получить от театра и чтобы у него такая потребность появилась. Это , мне кажется, случается тогда, когда кто-то после спектакля приходит домой и говорит, что с ним произошло нечто такое, на эмоциональном плане, чего он не испытывал никогда. Вот я, например, в юности в театр не ходил. А потом пошел, потому что поступил на актерское, и открыл для себя то, что может быть только в театре.
Может ли быть театр для всех?
Мне кажется, самое страшное для театра, это сделать его таким, чтобы нравилось всем. Это обезличивает. У каждого есть свои проблемы, есть вопросы, которые тревожат только тебя, темы, которые могут кого-то касаться, а кого-то абсолютно не касаются. Поэтому и спектакли должны быть разными, у каждого будет свой зритель.
Давайте поговорим о новых технологиях в театре Например, нейросети, которые сейчас стремительно развиваются.
Нейросети, я думаю, могут быть использованы при создании визуального контента. Вопрос исследования самих нейросетей , исследования искусственного интеллекта, вопрос диалога современного человека с этими вещами меня интересует больше, чем использование их. Дело в том, что помимо театра я еще очень увлечен современными медиа и анализом их в культурном контексте. Знаю что многих творцов, пугает замена их труда нейросетями, но я думаю, что с театром это произойдет не скоро. Театр тогда утратит свою человечность, а это как раз то, что в нем и ценно.
Много хороших спектаклей, много хороших театров. Но не все они получают высшие театральные награды. Что нужно, чтобы результат твоего труда оценили по достоинству?
Я не знаю, думаю, что это большой диалог тех людей, которые создают то или иное произведение и тех, кто его оценивает. В результате выбирается под стать мнению, вкусу и культурному подтексту комиссии. Ей отсматривается большое количество достойных работ, и на все сложно внимание обратить и у комиссии есть определенное субъективное мнение. Я думаю, что не стоит за этим гнаться, качество спектакля , конечно, подтверждается, например "Золотой маской", но отсутствие ее часто не подтверждает обратного.
Театральный критик - это друг или враг режиссера?
Думаю, что театральный критик - это хорошо. Даже если его мнение совершенно не совпадает , противоречит взглядам режиссера, даже если это очень больно, потому что это тенденция к росту. Самое важное научиться воспринимать критику, мне кажется, люди учатся этому всю жизнь. Критики тоже , порой, подвергаются нападкам режиссеров. Как говорится, художника обидеть может каждый, но и художник каждого может обидеть. Поэтому диалог творца и критика все же лучше начинать на дружественной ноте.
Какой на ваш взгляд может быть критика спектакля "Простые вещи", который вы сегодня ставите в "Театре на Спасской"?
Конечно, мне бы хотелось чтобы оценка была положительной. Все зависит и от личности человека, который будет эту работу рассматривать, и моих умений и возможностей, от игры блестящих актеров, в которых я не сомневаюсь, а вот помешаю я им или помогу - это еще большой вопрос. Конечно, я хочу, чтобы то, что я делаю попадало в сердце, очень хочется поделиться тем, что волнует меня. И вот этот момент - создать то, что волнует, и вызывает диалог, мне кажется самое важное.
Спектакль "Простые вещи" вырос из лаборатории. Как вы относитесь в целом к "лабораторной работе"?
Очень люблю. За тот период, что я работаю, как режиссер, я побывал уже на 9 лабораториях. И это великая радость, что у нас есть такой формат работы. Он дает хорошие плоды и развивает множество новых связей, контактов, появляются новые друзья. Огромное спасибо Олегу Семеновичу Лоевскому , который начал это движение, и благодаря ему я попал в "Театр на Спасской".
Насколько сильно будет отличаться то, что зритель видел на лаборатории от того, что увидит в спектакле?
Это сложный вопрос. Конечно, фундаментально не будет сильно, потому что главное - не уничтожить то хорошее, что у нас получилось, и благодаря чему спектакль "Простые вещи" смог попасть в репертуар театра - момент вдохновения, момент волны, в которой ты живешь в период создания эскиза лаборатории. Поэтому сейчас я просто пытаюсь делать какие-то вещи более подробно, уточняю. Так же в работе появился художник Валентина Спевак, который привносит свой мир и этот мир тоже ,к какой-то мере, изменит эскиз. Я очень надеюсь, что самое главное мы сохраним.
Когда наступает минута максимального счастья в работе?
Процесс создания спектакля очень долгий, состоит из очень многих этапов. И есть этот момент, когда проходит премьера, показ, и если в этот момент происходит какая-то магия, "открывается портал", возникает не только мысль, но и ощущение атмосферы - вот этот момент, пожалуй, самый ценный.
Реклама. КОГАУК "Театр на Спасской". ИНН: 4348008616