Эрэл Васильев: Решить проблему с "наливайками" можно только снятием ограничений
YAKUTIA.INFO. В Якутии, несмотря на ранее принятые антиалкогольные меры, готовят новые ограничения. Так, на ближайшем пленарном заседании Ил Тумэн будет рассмотрены новые изменения антиалкогольного законодательства. А именно: во-первых, планируется ограничить продажу спиртного в многоквартирных домах и прилегающих территориях. Также для борьбы с расплодившимися "наливайками" предлагается ввести так называемую стандартизацию заведений.
В сфере общепита по этому поводу разные мнения. Одним из них с «Якутия.Инфо» поделился предприниматель, владелец ресторана «Chery» в Якутске Эрэл Васильев.
Эрэл, на ваш взгляд, являются ли эффективными антиалкогольные меры в Якутии на сегодня?
— Официальные данные МВД, Минэк и Минпреда говорят об неэффективности ограничительных мер. Если посмотреть в целом динамику за последние три года, мы видим, что потребление алкоголя, по данным, ЕГАИС, остается на одном уровне и даже немного растет. В 2021 году – 1 275 695,782 декалитров, в 2022 году – 1 295 930,433 декалитров, в 2023 году – 1 285 250,04 декалитров. И это только по официальным данным, без учета нелегального и неучтенного алкоголя, которого в республике очень много.
Кроме того, с 2012 года Якутия продолжает входить в число десяти регионов России с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. И это на фоне общего снижения в стране употребления алкоголя и пьяной преступности с 2010 по 2020 годы.
Сегодня Ил Тумэн рассматривает возможность ввести новые ограничения. В частности, предлагают ввести ограничение по продаже алкоголя до 22:00 в МКД и прилегающих территориях до 60 метров. Ваше мнение по этому поводу.
— Относительный плюс в том, что в отдельных МКД это может обеспечить покой в вечерне время, но людей не перевоспитаешь – это не решит проблему, шумные и агрессивные люди будут беспокоить горожан в других местах.
Минусы в том, что, во-первых, это ограничение затронет в основном приличные предприятия, которых в МКД и прилегающих территориях больше, чем лже-кафе. Горожане потеряют возможность культурно отдыхать, снизится в целом культура питья. Во-вторых, это приведет к монополизации рынка – останутся только крупные рестораторы. Монополизация всегда приводит к росту цен и снижению качества – это закон рынка.
При этом большая часть продаж алкоголя происходит не в МКД, а в крупных алкосетях — таких как «У Бати», «Пиворуб», у бутлегеров. Кстати, благодаря бутлегерству алкоголь стала доступнее детям. Могут заказать его в любое время суток хоть к школе. Поэтому ограничения по времени в нынешних реалиях вообще бессмысленны.
Ассоциация рестораторов предлагает ввести критерии к общепиту, согласно которым у предпринимателя должна быть кухня, повар, официант, отдельно мойка и так далее. Таким образом они считают, что смогут убрать с рынка расплодившиеся наливайки и лже-кафе.
— Это усложнит работу для бизнеса. Из-за специфики законодательства разливайки все равно не пострадают. Им будет очень легко перекраситься под рестораны или кафе. Записать фиктивных поваров и всё. Будут продолжать работать, как и работали, поскольку их сфера деятельности — это продажа алкоголя, а не общепит, они от этого не пострадают.
А вот по нормальному общепиту, особенно малого формата, это ударит очень сильно. Обыватель подумает — да, так и должно быть. Но возьмите мишленовские рестораны. Есть такие рестораны, где в рабочем месте два на два сидят два повара и продают только десять блюд. Есть такой ресторан «Гнездо» - нужно ли, чтобы у него была какая-то отдельная мойка, официант? Общепит может быть самым разным, форматов очень много. Не должно быть стандартизированного формата, поскольку общепит развивается и придумывается что-то новое.
Какие антиалкогольные ограничения нужно убрать, а какие оставить или, наоборот, усилить?
— Ограничения, к сожалению, не работают, так как это приводит к бутлегерству и появлению нелегальных точек и лже-баров. Нужно просто привести законодательство в соответствие в ФЗ РФ, как работают большинство регионов. Если власти не желают убирать ограничения, то у меня большой вопрос почему не вводят большие штрафы за бутлегерство, штрафы копеечные, почему лже-кафе не запретят продавать в бутылках, надо вводить закон о том, что нужно разливать в кружки и бокалы как в нормальных заведениях. Этого не делается и это очень странно и наводит на определенные мысли.
Ограничения проблему с доступностью алкоголя и криминогенностью не решат, но создадут проблемы для малого бизнеса. Усилится инфляция. Если ритейл потеряет доходы, они должны будут компенсировать это ростом цен.
Ввод ограничений приведет к потере экономической активности. Так как большая часть заведений Якутска закроется или потеряет доход, пострадают их партнеры – поставщики продуктов питания, бытовой химии, хозтоваров, рекламщики и т. д. Это приведет к банкротствам и повышению цены (инфляции), так как организации ритейла и так находятся в тяжелом положении в связи с санкциями. Повышение цен будет компенсировать их потери.
Как решить проблему с расплодившимися наливайками?
— Законодательство утроено таким образом, что лже-кафе могут оформляться как рестораны. Таким образом такие ограничительные законы наносят урон только нормальным предприятиям общепита, лже-кафе в силу свое специфики не страдают, а только выигрывают от того что закрываются нормальные заведения и продуктовые магазины.
Вы наверняка помните, что раньше алкоголь можно было продавать в продуктовых магазинах. С вводом запрета образовался вакуум, свободную нишу которого заполнили бутлегеры и "наливайки". Если ограничения снимем, у "наливаек" просто исчезнут конкурентные преимущества. Люди будут покупать алкоголь в продуктовых магазинах по пути домой. И наоборот, закрылись нормальные продуктовые магазины и заведения, а этот вакуум заполнили бутлегеры и лже-кафе.
Решить проблему можно только снятием ограничений – тогда они сами по себе исчезнут, так как появились собственно благодаря ограничениям.
Вместо этого мэрия хочет создать отдел по борьбе с "наливайками", прям как ФБР во временя сухого закона в США открыла специальный отдел по борьбе с бутлегерами. То есть власти сами создали проблему, а теперь раздувают штат чиновников для борьбы с ней.
Ваш краткий прогноз по развитию отрасли общепита и в целом экономики в связи с антиалкогольными мерами.
— Риски, связанные с такими ограничениями, следующие. Это закрытие десятков (возможно сотен) нормальных заведений. Пострадают смежные отрасли (ритейл, реклама и. т. д.). Снижение экономической активности, монополизация и рост темпов инфляции. Снижение уровня жизни и культурного досуга, туристической и инвестиционной привлекательности региона. Рост темпов оттока населения в другие регионы. Ведь что такое экономика? Это отношение хозяйствующих субъектов, где все взаимосвязаны. С общепитом нога в ногу идут такие отрасли, как продовольственные товары, хозтовары, бытовая химия, реклама, аренда недвижимости, ресурсоснабжающие организации. Если с оборота общепита убрать доходы, это будет большой потерей для экономики республики (около 34 млрд в год).
В связи с санкциями образовалась непростая экономическая ситуация, идет замедление экономики и растут про инфляционные риски – об этом заявляют официальные представители власти. Поэтому такие ограничительные, регуляторные, бюрократические инициативы будут только усложнять ситуацию с экономикой. Вместо этого власти должны минимизировать административные барьеры, регуляторную политику, бороться с излишней бюрократией, чтобы экономика могла развиваться, люди не боялись инвестировать и заниматься предпринимательством.
Как вы видите решение проблемы с алкоголизацией в республике?
— Решить проблему алкоголизма и наркомании можно только созданием высокого уровня жизни, перспектив, комфортной среды для жизни, перспективами и уверенностью в будущем. Также немаловажную роль играет культура, в том числе культура питья.