Суд в Жанаозене приговорил активистку Жадыру Досекееву к ограничению свободы
Активистка не согласна с приговором, ее адвокат говорит о намерении подать апелляционную жалобу.
— Это был самый быстрый суд. Он вынес приговор на предварительных слушаниях. Проводить фото-, видеосъемку запретили. Досекеева просила впустить в зал всех желающих. Она не согласилась [с закрытостью процесса], отказалась участвовать в нем, , — говорит адвокат Айгуль Акжарыкова. — Судья сообщил, что будет рассматривать дело после обеда. Мы все разошлись. Но меня вызвали, а Досекееву в зал приволокли спецназовцы. Мы выразили протест судье и судебной экспертизе, его отклонили. Суд быстро вынес приговор, сославшись на то, что Досекеева «может скрыться». Учитывая, что у нее много детей, суд дал меньший срок, чем запрашивал прокурор.
На прениях сторон сторона обвинения просила назначить Досекеевой четыре года ограничения свободы с 10-летним запретом на пользование соцсетями.
По словам адвоката, здание суда во время рассмотрения дела против Досекеевой было заперто изнутри. После завершения заседания сотрудники суда, как утверждает Акжарыкова, просили ее быстрее покинуть здание.
Азаттык спросил в пресс-службе Мангистауского областного суда, почему здание суда в Жанаозене закрыли на ключ в ходе слушаний, там ответили, что не в курсе ситуации, но обещали довести эту информацию до руководства.
Несколько приехавших в суд активистов из Жетыбая, Актау и Шетпе не смогли попасть на заседание. Лидер забастовки нефтяников 2011 года в Жанаозене Естай Карашаев говорит, что приехавшие в суд из других населенных пунктов и не попавшие в зал суда люди требовали предоставить им помещение с монитором для трансляции из зала слушаний.
Уголовное дело в отношении Досекеевой возбудили в июне 2024 года. Поводом стало высказанное в соцсети TikTok мнение активистки о том, что в стране нужно менять власть, чтобы «не быть рабами». В обвинительном акте говорится, что экспертиза усмотрела признаки критики власти, но не обнаружила признаков призывов к насильственному захвату власти. Среди представленных на экспертизу постов была публикация активистки с требованием провести международное расследование Январских событий. Адвокат Досекеевой считает, что проводивший экспертизу специалист вырвал слова из контекста.
Досекеева — жительница Жанаозена, мать 11 детей. С 2019 года выходила на акции протеста, высказывала в соцсетях мнение о политической ситуации. Неоднократно привлекалась за это к административной ответственности, подвергалась штрафам.
Правозащитные группы критикуют Астану за «чрезмерно широкие» формулировки так называемых антиэкстремистских статей уголовного кодекса, в том числе статьи 174, обращая внимание на то, что нормы используются даже против тех, кто не совершал насильственных действий и не высказывал призывов к актам насилия. Human Rights Watch призывает власти Казахстана пересмотреть положения законодательства об экстремизме и терроризме, чтобы они были «достаточно точными, чтобы гарантировать правовую определённость».