Собаки нам врут – а мы ведёмся
Фраза, вынесенная в заголовок, многим наверняка покажется шокирующей. Такую реакцию вряд ли можно считать удивительной, особенно если принять во внимание, что мы привыкли считать собак кристально честными существами, в принципе не способными на обман. Да, не спорю, всё, в общем, так и есть – за одним лишь исключением.
Учёные выяснили, что в определённых ситуациях собаки могут передавать не-правдивые сообщения. Подобно людям, они склонны кое-что преувеличивать, особенно когда дело касается личной безопасности. Назовите их действия блефом или обманом – суть от этого не изменится: собаки врут, причём делают это в том числе с помощью рычания.
Почему собаки рычат?
Задача рычания состоит в том, чтобы произвести на противника максимально яркое впечатление. Собака стремится если не запугать слушателя, то как минимум остановить его. Смысл сообщения, которое посылает рычащая собака, сводится примерно к следующему: «Немедленно отойди – я чувствую угрозу, но готова защищаться, если ты подойдешь ближе!».
При этом рычание совсем не обязательно предваряет нападение. Такого рода вокализации – больше про коммуникацию, про желание избежать развития ситуации по силовому сценарию, чем про агрессию. Рычанием собака предупреждает оппонента о возможных последствиях, и нельзя винить животное в том, что не всем хватает ума правильно понять этот посыл.
Хищник, твёрдо решивший атаковать жертву, перед нападением в большинстве случаев не рычит. С эволюционной точки зрения глупо и непродуктивно заранее предупреждать добычу о своих намерениях, тем самым давая ей шанс убежать. Природа хорошо отточила этот механизм, и вид, занимающийся на охоте подобной ерундой, вряд ли будет иметь долгую историю.
Будучи средством коммуникации, рычание многослойно. Это означает, что с его помощью одновременно может быть отправлено более одного сообщения. В частности, рычащая собака передаёт не только информацию о своём настрое, но и определённый набор «личных сведений», причём, меняя ту или иную характеристику голоса, она изменяет состав сообщения.
И вот тут есть очень любопытная деталь – собака меняет характеристики рычания сознательно,по своему усмотрению. Недавно выяснилось, что собачье рычание, как и большинство такого рода сообщений, может содержать намеренно искаженную информацию, то есть ту, которая имеет целью ввести получателя в заблуждение. Проще говоря, рычание может содержать ложь.
Звуковые характеристики рычания
Рычание, как любой звук, обладает целым рядом важных акустических характеристик. В контексте его использования как средства передачи сообщений, наиболее значимыми считаются те, которые называют «субъективными» или «физиологическими» – высота, тембр и продолжительность вокализаций.
Высота рычания. Высота определяется волновым составом рычания. Экспериментально установлено, что высота рычания лучше всего характеризуется частотой, которая является самой низкой в миксе.
Тембр рычания. Показатель сложности звука, который характеризуется специфическим сочетанием составляющих его звуковых частот. Тембр придает рычанию индивидуальность.
Продолжительность. Определяет то, насколько продолжительным или протяжным является рычание.
Если тембр по большей части отвечает за узнаваемость голоса, то с помощью высоты и продолжительности вокализации собака передаёт своё настроение. Сильно упрощая весь процесс можно сказать, что чем продолжительнее и ниже рычание собаки, тем более агрессивной и опасной она хочет показаться.
Как связан размер собаки и звук рычания?
Исследования последних двух десятилетий подтвердили, что физические параметры собаки существенно влияют на характер её рычания. Речь, в частности, идёт о высоте звука – эта характеристика больше других зависит от размера животного. Рычание более крупного животного будет глубже и ниже, чем соответствующее рычание животного меньшего размера.
Здесь работает элементарная физика. У крупных животных гортань больше размером, чем у мелких, а звук, резонирующий в большом объёме, имеет тенденцию быть более низким. Это легко проиллюстрировать на примере струнных музыкальных инструментов: звуки, издаваемые довольно крупной по размеру виолончелью, ощутимо ниже, чем те, что издаёт её «младшая сестра» скрипка.
Таким образом, рычание содержит очень важную информацию о том, кто его издаёт – оно прямо говорит, какого размера это существо. Но способность «информативно рычать» лишена смысла, если другая сторона не умеет расшифровывать это послание. К счастью, природа позаботилась об этом, заложив в гены большинства живущих на нашей планете умение оценивать размер животного по его рычанию.
Люди не исключение. С точки зрения эволюции, этот навык оказался для нас весьма полезным. Наиболее очевидная причина заключается в том, что более крупные животные чаще всего являются и более опасными, а значит, когда человек слышал рычание одного из таких персонажей, он точно понимал, что пришло время укрыться, причём лучше до того, как «источник звука» станет видимым.
Разумеется, собаки не хуже нашего осведомлены о взаимосвязи между размером и параметрами звука. Они не только распознают размер оппонентов, но и реагируют на эти сведения соответствующим образом – исследований показали, что собаки по-разному ведут себя при приближении к скрытому громкоговорителю, в зависимости от объема и качества информации, которая содержится в транслируемом через него рычании.
Способны ли собаки обмануть человека?
Чтобы выяснить, способны ли собаки достоверно лгать людям, венгерские учёные провели любопытный эксперимент. В целом он касался способности собак намеренно, в своих интересах изменять звук рычания. Но главное, что интересовало исследователей – могут ли собаки делать это таким образом, чтобы, в зависимости от ситуации, влиять на наше восприятие размера их тела.
Как показали предыдущие исследования, собаки действительно способны менять акустические характеристики рычания, если ситуация развивается по неблагоприятному для них сценарию. Например, в момент опасности, уже издавая рычание, собака видит приближение ещё более крупного и страшного противника – и начинает рычать уже на него, но по-другому.
Почему так происходит? По мнению учёных, собаки делают это для того, чтобы казаться страшному противнику ещё крупнее, а значит ещё опаснее (вы же наверняка знаете, что в животном мире размер «имеет значение»). Звери, к слову, на этот развод ведутся. Вопрос в том, может ли собака обмануть человека, заставив его думать, будто звук исходит от более крупной особи?
Исследователи записали рычание нескольких десятков разных по размеру собак. Во время записи каждая из этих собак дважды подвергалась угрозе – на них попеременно «нападали» экспериментаторы мужского и женского пола, существенно отличающиеся «габаритами». В результате учёные получили парные образцы рычания каждой собаки, адресованные «очень страшному» и «не очень страшному» противнику.
Все записи пар рычаний прослушали три с лишним сотни человек. Они должны были указать, какое рычание исходило от более крупной собаки в каждой паре. То, что человек в принципе способен это сделать, показало тестовое прослушивание: по образцам рычания собак, заведомо отличающихся по размеру, слушатели легко определяли, кто из животных крупнее. Низкая высота тона, тембр с большим количеством частот в нижнем диапазоне и большая продолжительность рычания четко ассоциировались у них с более крупными собаками.
Но теперь главный вопрос: если возникает более серьезная угроза, изменяют ли собаки свое рычание так, чтобы мы, люди воспринимали их как более крупных? Ответ – да, несомненно. «Слепое» прослушивание показало, что когда участники эксперимента слышали рычание, издаваемое собаками при угрозе со стороны более крупного человека, они однозначно интерпретировали его как исходящее от более крупной собаки.
Другими словами, в момент столкновения с большей угрозой собаки меняют высоту, тембр и продолжительность рычания, чтобы казаться нам крупнее и, следовательно, более грозными. И это работает! Глупо спрашивать, зачем собакам нужен такого рода блеф: как и поднятая на загривке шерсть, делающая животное визуально больше размером, он может предотвратить реальную атаку потенциального агрессора. Собака, которая хочет избежать слишком большого ущерба для себя, умело врёт нам – а мы ведёмся.