Маглев системы и железная дорога – гибриды или противостояние?
Расскажем о некоторых событиях на основе докладов, сборник которых редакция получила эксклюзивно от Международного совета маглев.
Когда колесо – не конкурент
Весьма необычный проект представил Арбра Барди, представитель Римского университета Сапиенца. Он показал вариант гибридной системы MDS, которая опирается на два типа подвески – колесную и маглев. Колесный ход обеспечивает совместимость с железнодорожной инфраструктурой. Иными словами, поезд может переходить с движения по рельсам на скоростные пути на магнитной подвеске. Это позволяет, в частности, создать сеть стрелочных переводов между выделенными маглев-коридорами, преодолевать сложные рельефы с подъемами и спусками.
Одним из примеров гибридной системы MDS является технология Ironlev, которая может применяться к стандартному железнодорожному пути благодаря ферромагнитным свойствам самого железного рельса. Технология Ironlev основана на принципе магнитной индукции между материалами с различной проницаемостью посредством взаимодействия ползуна с ферромагнитным рельсом.
Примером модернизированного транспортного средства MDS является MagRail Booster – это модернизированный железнодорожный вагон с линейным двигателем. Он предназначен для перевозки грузов в гибридных (маглев – железная дорога) системах. Благодаря такой конструкции вагон может перемещаться, например, между морскими терминалами, складами предприятий и грузовыми железнодорожными станциями.
Но основное предназначение – быстрое перемещение (130 км/ч) в пределах промышленных предприятий (закрытая железнодорожная сеть) с доставкой груза на сеть без маневрового локомотива. При таком варианте обеспечивается окупаемость проекта.
Система будущего
Ученый Технологического института Блекинге Хенрик Ню попытался определить, каким общественным целям и требованиям должна соответствовать будущая система высокоскоростного наземного транспорта?
Анализ строился в трех измерениях:
● Эффекты для технической производительности транспортной системы. Как удовлетворить требования к функциональным видам транспорта, включая последствия для систем энергетической и транспортной инфраструктуры.
● Эффекты для социально-экономической системы (включая людей, деньги и другие ресурсы).
● Эффекты для окружающей среды (экологически чистые технологии).
При этом был сделан вывод о том, что все железнодорожные проекты ВСМ имеют предел своего развития. Причина – высокие затраты на эксплуатацию, большая потребность в ремонтах (они дорожают и усложняются по мере модернизации подвижного состава, а также путевого хозяйства) и сопутствующие управленческие расходы.
Интенсивно используемые пути оставляют мало места для повышенной мобильности при перевозках. Рано или поздно их владельцы сталкиваются с инфраструктурными ограничениями, если хотят добиться окупаемости колоссальных затрат на строительство ВСМ.
В итоге прозвучал скепсис по поводу перспектив развития новых ВСМ на основе «рельс-колесо».
Инновации из Китая
Многие перспективные разработки были представлены Китаем. В частности, инновационным признан прототип китайского поезда на магнитной подвеске, разработанный CRRC, хотя он и основан на немецкой технологии Transrapid.
Ведь китайская система представляет собой усовершенствованную версию оригинальной конструкции Transrapid, основанную на опыте эксплуатации, полученном в ходе эксплуатации поезда на магнитной подвеске Shanghai Maglev Train (SMT).
Новый китайский поезд на магнитной подвеске рассчитан на эксплуатационную скорость 600 км/ч, что значительно расширяет возможности оригинальной технологии.
В Китае разработаны и другие системы городского транспорта. Некоторые из них уже действуют в нескольких городах Китая.
В Европе не забыли российские разработки
Президент Международной академии транспорта Виктор Досенко (Москва) представил книгу «А. Зайцев. Человек, инженер, ученый, министр...». Ее презентация вызвала интерес в Мальме.
В книге подчеркнуто, что Анатолий Зайцев провел более 60 лет на «рельсах» – от кочегара до министра путей сообщения. Его натура позволила А. Зайцеву находиться в постоянном тренде инновационного развития.
Как выяснилось, этот факт помнят в Европе. Как прозвучало в рамках докладов конференции, лучшая память о А. Зайцеве – это реализация его планов и надежд по активному и системному использованию магнитолевитационных технологий.
«Будущее наземного транспорта – за магнитолевитационными технологиями», – так считал герой представленной книги.