Добавить новость
ru24.net
Новости по-русски
Ноябрь
2024

Одиссея пекинеса Лути и другие китайские собаки

Сегодня мы побываем в Запретном городе и узнаем про то, как императоры любили своих пекинесов, как пекинесы стали военной добычей англичан, почему королева Виктория назвала свою собаку Лути, за что пекинесов подарили ирландскому врачу, почему «китайская хохлатая» родом не из Китая, и какая китайская порода была самой популярной в европейских королевских дворах.


Фридрих Вильгельм Кейл. "Портрет Лути" 1861 год

Автор текста Глеб Таргонский.

Наш рассказ о роли собак в истории Китая был бы неполным, если бы мы не поговорили бы об основных китайских породах. Обычно вспоминаются милые собаки породы пекинес, с которых мы и начнем наше повествование. Есть две легендарные истории появления этих «собачек-львов». Согласно одной из них лев влюбился в обезьянку и пришел к Будде жаловаться на свою судьбу. Милостивый Будда уменьшил льва до размера обезьянки, и от плода странной любви и произошли пекинесы. Согласно другой похожей легенде, лев влюбился в бабочку и Будда уменьшил его до ее размера. Как бы то ни было, в китайской традиции пекинесы всегда были близки к буде, поэтому их изображении встречались часто в буддистских храмах. Кроме этого, пекинесы обладали сильным мистическим свойством отпугивать разных демонов.

Что касается фактической истории этой породы, то она является одной из древнейших. Ученые утверждают, что она появилась около двух тысяч лет назад. На протяжении веков, эпох и династий только китайские императоры, живущие в дворцовом комплексе Запретного города, имели монополию на владение этими собачками. С этой монополией связана трагическая история периода печально известных Опиумных войн, во время которых английские и французские колонизаторы постепенно лишали страну независимости. В 1860 году они захватывают Запретный город. Трусливый император Сяньфэнь бежит, бросив своих подданных на произвол судьбы. Английские и французские варвары грабят Пекин, сжигают прекрасный Летний дворец и сад Цинъи. Император бросил в Летнем дворце даже свою старую тетю, которая, дабы не принимать позор от захватчиков, покончила жизнь самоубийством. Вражеские солдаты, ворвавшиеся в ее покои, обнаружили ее остывший труп и пять ее верных пекинесов, которые в ужасе и тоске выли у тела любимой хозяйки. Лихорадочно собрав все возможные украшения дворца, офицеры наспех поделили их, предали покои огню, а потом решили и судьбу несчастных собак. Двух забрал лорд Джон Хей, который незадолго до этого сражался с русскими войсками за Севастополь. Он назвал их Шлофф и Хайтиен. Джордж Фицрой забрал двух других собачек для своих племянниц, а еще одну собачку решили подарить самой королеве Виктории.

Доставить ее поручили капитану Джону Харт Дану, который также весьма неплохо поживился при грабеже китайской столицы. Он с умилением описывал «собачку-рукавичку», у которой на ошейнике звенели серебряные колокольчики. Сентиментальный каратель называл ее «совершенной маленькой красавицей». Весь путь в далекую Англию собачка провела в каюте капитана, причем спала она в его фуражке. В 1861 году собачка была торжественно вручена королеве, причем Дан надеялся, что та будет относиться к королевской собаке по-королевски. Королева с солдатским остроумием прозвала собачку Лути (от английского «to loot» – «грабить»). Королева, надо полагать, считала разграбление чужого культурного достояния подвигом, достойным увековечивания в кличке собачки, едва не сгоревшей в результате этого грабежа.


Китайская скульптура собаки породы шарпей времен династии Восточная Хань,  около 100 г. н. э

Дан настаивал на том, что собака привыкла к китайскому рациону, а именно к рису с курятиной. Во всяком случае он не скупился в пути на покупку для Лути и первого, и второго. Но королева проигнорировала эти наставления, и Лути до конца жизни питалась говядиной, как и остальные собаки так называемой Королевской коллекции собак. Королева не любила Лути и практически не проводила с ней время, хотя собачка всегда радостно виляла хвостом при появлении любого человека. После своей смерти она не удостоилась даже надгробия, как другие собаки королевы. Если британцы оставили кровавый и грязный след в истории пекинесов, то этого нельзя сказать об ирландском докторе Хьюстоне. Настоящий гуманист и подвижник, он основал в Китае несколько больниц, где делали прививки от оспы. Китайский министр Ли Хунчжан сумел договориться с императорским двором о передаче в его руки двух пекинесов.

К китайским породам часто относят так называемую Китайскую хохлатую собаку, однако последние исследования показали, что она все же родом из Африки. Зато чау-чау точно появилась в Китае и очень давно (как минимум восемь тысяч лет тому назад). Их вывели специально для перевозки грузов и людей, и еще Марко Поло наблюдал их за работой во время своего путешествия. Любопытно, что сами китайцы не называют свою породу «чау-чау». Для них эти прекрасные животные «сонг ши гоу» – «свободные львиные собаки»). Считается, что предками чау-чау были собаки также известной породы шарпей, которые были выведены, как прекрасные охранники во времена династии Хань. А собака породы Сяси, с которой императоры не боялись ходить даже на кабанов, именовалась не иначе как «собака Белого Дракона».

Мы не можем обойти вниманием легендарного мопса, который первым из китайских собак покорил европейские сердца. Считается, что эта порода (по китайски «Ло-цзэ») появилась во времена династии Сун и стала очень распространенной и в домах вельмож, и в домах простых людей. В начале XVII века Голландская Ост-Индская компания наряду с фарфором и шелком начинает вывозить и этих собачек, которые завоевали королевские дворы. К числу любителей этой породы принадлежал английский король Вильгельм, его жена Мария, сестры Людовика XV, жена Наполеона Жозефина и множество русских дворян, в частности, Екатерина Голицына.

Мы покидаем Китай и отправляемся в северные степи, где узнаем, как грозных кочевников (хунну, чжурчженей, монголов и многих других) сопровождали в походах боевые собаки, как псы помогли Чингисхану, и почему Марко Поло привез монгольскую собаку к себе домой.

Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!

Предыдущие серии "Собачьего цикла".
Часть 1: Человек находит друга или начало Собачьей эры
Часть 2: Как в Месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и Богов
Часть 3: Египетские собаки
Часть 4: "Открывающий пути", Анубис и собаки, провожающие на тот свет
Часть 5: Подарки богов, или как собаки помогали царям и фараонам побеждать в великих битвах древности
Часть 6: Верные и бдительные собаки Эллады
Часть 7: Собаки на страже эллинского мира
Часть 8: Слава Рима и собаки-легионеры
Часть 9: Осторожно, римская собака!
Часть 10: Кинантропия или как византийцы в собак превращались
Часть 11: Собаки в Индии: спутники богов и «неприкасаемые»
Часть 12: Тибетский лай: существует ли у собаки природа будды
Часть 13: Лай и Индокитай: как пёс стал маршалом авиации
Часть 14: Псы-мореплаватели, которые не лаяли, или как Джеймс Кук съел собаку
Часть 15; Лай и вой в Австралии и Новой Зеландии. Роль собак в английском колониализме
Часть 16: Императоры, "собачьи офицеры" и "собачьи мясники" Древнего Китая
Часть 17: Как собака попала в календарь, или "собачья" мифология Древнего Китая

#субботниепёсики




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Анна Калинская

Калинская призналась, что хотела бы поменяться жизнями с Курниковой






Новый спортивный директор "Спартака" Кахигао прилетел в Москву

Врач дала жителям Подмосковья советы, как не переедать

"Утепляйтесь!": жителей Центральной России призвали готовиться к заморозкам

Помощник Асада заявил, что президент Сирии был «обманут» Путиным