До последнего бороться за жизнь
Родился Руслан в Галиче, уже в школе он мечтал стать врачом, окончил Кировский Государственный Университет и вернулся в родной край.
- Руслан, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать врачом?
- Когда-то, заболев, я попал в стационар, лежал в отделении и наблюдал за работой медперсонала, мне понравилась динамика их труда. Видя, как врачи спасают жизни, я вдохновился. Мне тоже захотелось стать врачом, работать именно в стационаре, не в поликлинике, а если точнее, то в хирургии или в реанимации.
В больницах должности анестезиолога и реаниматолога существуют по-разному – объединенно или раздельно. Если специальности объединены, у врача гораздо больше нагрузки, гораздо больше обязанностей.
В результате анестезиолог, помимо анестезии и наркоза, в течение всего периода операции следит за состоянием пациента, так как уже выполняет и обязанности реаниматолога.
Во время плановой операции может возникнуть необходимость в экстренной операции и реаниматологу нужно вовремя корректировать состояние здоровья пациента. На анестезиологов-реаниматологов возлагается большая ответственность. В их обязанности входит принимать и наблюдать пациентов всех возрастов, беременных, больных с острыми коронарными синдромами инфарктом, инсультом, с ожогами и так далее.
- Вы считаете свою работу самой ответственной?
- Да, я считаю, что ответственней специальности не найти. Обычно про хирургию говорят, что она самая ответственная – не спорю с этим, но реаниматолог это уже последний врач, к которому переходит пациент. Потому что, если что-то экстренное произойдет, все врачи в конечном итоге отправят пациента к реаниматологу.
- Что входит в обязанности реаниматолога?
- Расскажу на примере своей рабочей смены. Рабочий день начинается с того, что мне сдает смену дежурный реаниматолог, докладывает о пациентах, кто с чем сейчас наблюдается в отделении. Я принимаю смену и иду на врачебную конференцию – там врачи докладывают о том, как прошли сутки, оказывалась ли экстренная помощь, какие больные поступили, каких больных перевели. После конференции я выписываю назначения на текущий день и передаю их медсестрам для выполнения.
Также в обязанности реаниматолога входит обеспечение нутритивной поддержки, то есть питания. Всех больных кормим по-разному. Некоторых приходится кормить через зонд, если пациент в силу нарушенного сознания не может глотать пищу и есть. Когда у пациента выражена дыхательная недостаточность, тяжелая одышка или сознание близко к коме, реаниматолог таких пациентов переводит на искусственную вентиляцию легких – это врачебная манипуляция с обеспечением проходимости дыхательных путей. Мы производим интубацию трахеи, с дальнейшим переводом на ИВЛ. За пациента какое-то время «дышит» аппарат, за определенный промежуток времени может уйти одышка, возможно восстановление сознания - и тогда отключаем аппарат, производим экстубацию, то есть вынимаем трубку – и в дальнейшем пациент уже дышит сам.
Реаниматолог должен быть всегда готовым к тому, что в любое время медсестры могут позвать его для оказания экстренной помощи. Я обязан принимать звонки из приемного отделения для определения, нужна ли больному госпитализация в реанимационное отделение.
У анестезиологов-реаниматологов должны быть крепкие нервы и психика, так как, к сожалению, бывают случаи летального исхода, и именно реаниматолог сообщает родственникам умершего об утрате.
Во врачебные обязанности реаниматолога входит - катетеризация центральных вен.
В плановых отделениях, чтобы назначить внутривенный препарат, делают периферическую катетеризацию. Часто у критически больных в силу низкого давления или обезвоживания не видно вен. Поэтому у нас есть свои определенные доступы, которые делает только врач реаниматолог – это катетеризация центральных вен.
- А почему хирург не может сделать катетеризацию центральных вен?
- У всех свои строго определенные обязанности согласно приказам.
- А что лучше, местная или полная анестезия?
- Это зависит от того, для чего она нужна. Местная анестезия чаще всего для малой операции.
Общая анестезия чаще всего используется для глубоких операций, полостных. При общей анестезии у пациентов нарушается дыхание, тогда нужно прибегать к наркозному аппарату. Сначала пациенту даем подышать кислородной маской, далее по вене вводим основные препараты: один препарат обезболивающий, второй - для быстрого погружения в сон и третий препарат называется миорелаксант – он нужен для расслабления всех мышц тела. Спустя 30-90 секунд после введения таких препаратов отключается полностью мышечная активность, дыхание: диафрагма, межрёберные мышцы - и человек не дышит.
В этот ответственный момент нужно выполнять определенные манипуляции, чтобы пациент дышал. Подключаются нужные настройки на наркозном аппарате, чтобы он начинал «дышать» за человека. Часто при общей анестезии пациенты сами не дышат, за них «дышит» аппарат.
Бывает еще внутривенная анестезия, когда в вену вводят препараты с небольшой дозировкой – пациент самостоятельно дышит, но он спит, боли не чувствует. Такой вид анестезии часто используется, если операция непродолжительная. Например, гинекологические процедуры, удаление новообразований на коже, устранение небольших вывихов.
- Вы переживаете на операциях?
- Да, конечно, переживаю и за исход операции, а главное за жизнь пациентов, ведь не все могут выдержать анестезию, особенно возрастные и совсем молодые больные.
- Есть ли аппаратура, которая указывает на то, что пациент начинает просыпаться?
- Да, по аппарату можно зафиксировать признаки, что пациент выходит из наркоза. Он реагирует на боль рефлексами, учащением пульса, повышением давления, когда это отображается на аппарате, врач понимает, что вероятно действие обезболивающего кончилось и надо его добавить.
- А как готовится к операции анестезиолог?
- Если операция плановая, за сутки знаю план на следующий день. Заранее осматриваю больных, даю рекомендации, рассказываю, как будет проходить операция, и завершаем все подписью пациента о согласии на анестезию.
Если экстренная операция – выполняется осмотр, но достаточно короткий, оценивается план работы, и как можно быстрее пациента отправляют в операционную.
- Руслан Рудольфович, расскажите, пожалуйста, как должен подготовиться пациент к операции?
- В случае когда пациент волнуется, испытывает стресс, можно на ночь перед операцией дать ему успокоительный препарат. Перед самой операцией пациенту нельзя есть и пить – операция проходит натощак.
- А правда ли, что, когда у человека остановилось сердце, используется дефибриллятор?
- Это миф, который к нам пришел из фильмов и сериалов. Если нет никакой активности сердца, нужно работать только руками, пока активность не появится. Сердечно-лёгочную реанимацию рекомендуют выполнять минимум тридцать минут. Дефибриллятор в этот момент противопоказан.
Есть два состояния, при которых разряд дефибриллятора будет эффективен. Фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия, если это состояние наблюдается по ЭКГ, то разряд требуется.
- А правда ли что, анестезия вредна для здоровья человека?
- Использовавшаяся раньше анестезия оказывала влияние на мозговую деятельность - пациенты жаловались, что появляется рассеянность, возникают проблемы с памятью.
Сейчас используются современные препараты, которые никак не влияют на умственную деятельность, на сердце, на легкие. Даже если человек сделает в месяц две или три операции, с ним ничего не случится и никак анестезия на его здоровье не отразится.
Евгения ИВАШКЕВИЧ.