В школах и детсадах Уральска работают устаревшие системы пожарной безопасности
Поводом выяснить, какими противопожарными системами обеспечены школы и по какому алгоритму работают, стала информация о более десятка судебных исков от городских школ в отношении ТОО «КазМонтажСервис». Организация весной этого года выиграла конкурс государственных закупок, объявленный городским отделом образования, на оказание «Услуги по выводу оповещений с пожарно-тревожной сигнализации учебного заведения в ДЧС ЗКО в комплексе с техническим обслуживанием пожарной сигнализации». Всего 89 образовательных учреждений, из которых 46 городских школ и 43 детских сада. Общая сумма по договорам со школами — 104 миллиона тенге, по детским садам — около 75 миллионов тенге.
После выигранного конкурса, в июне этого года, предприятие заключило договоры со школами и детскими садами, а затем приступило к выполнению своих обязательств.
В конце ноября на сайте судебного кабинета стали появляться один за другим графики рассмотрений судом гражданских дел, по которым истцами выступали руководители образовательных учреждений и городских школ. Ответчиком по всем судебным делам стало ТОО «КазМонтажСервис». Истцы в своих исковых требованиях просят суд признать ТОО «КазМонтажСервис» недобросовестным подрядчиком.
Рассмотрение судом большинства гражданских дел закончено, суд не усмотрел оснований для признания ТОО «КазМонтажСервис» недобросовестным поставщиком услуг и отказал в удовлетворении поданных исков.
Альфия КАЖБАНОВА, директор школы №5, сообщила, почему было принято решение о подаче иска.
— Подрядчик не установил у нас адресные датчики пожарной сигнализации, и не только в нашей школе, но и в других школах, которые подали иски. Но суд не счёл наши требования обоснованными и вынес решение в пользу ТОО «КазМонтажСервис». Суд установил, что у нас устаревшая система пожарной безопасности, она работает, конечно, но установить адресные датчики невозможно, нужно менять всю систему пожарной сигнализации на адресную, — сообщила Альфия Кажбанова.
В чем отличие адресной пожарной сигнализации от неадресной, разъяснили в ТОО «КазМонтажСервис». Кроме этого, в компании объяснили, почему претензии образовательных учреждений к ним безосновательны.
Татьяна ГЕРАСИМОВИЧ, заместитель директора ТОО «КазМонтажСервис», рассказала, что неадресные пожарные сигнализации установлены и работают во всех школах, которые обслуживает компания.
— Неадресная пожарная сигнализация подразумевает, что помещение оборудовано радиальными шлейфами, похожими на луч, на который можно вывести не более пяти помещений с закрепленными на них датчиками-извещателями. Сигнал о возгорании или задымлении будет выглядеть, к примеру, так: произошло возгорание в правом крыле второго этажа, в одном из пяти расположенных там кабинетов. Тогда как адресная пожарная сигнализация состоит из датчиков-извещателей, которые способны точно выявить очаги возгорания. В адресной пожарной сигнализации каждый датчик имеет уникальный адрес установки, то есть получается, что в случае возгорания определяется точное место пожара, — объяснила Татьяна Герасимович.
Установка адресных датчиков на сегодняшний день возможна в двух школах города и в одном детском саду.
— После капитального ремонта в СОШ №9 и №17 параллельно будет замена неадресной пожарной сигнализации на адресную. На сегодняшний день произведена замена сигнализации в детсаде №28. Вот теперь там мы будем производить ремонт или замену вышедших из строя адресных датчиков. Мы выиграли конкурс на оказание услуг по обслуживанию и выводу сигнализации на пульт ДЧС ЗКО. Прежде чем составлять техническую спецификацию, в городском отделе образования должны были провести обследование сигнализаций всех школ и детских садов с привлечением экспертов, чтобы понимать, что при подключении к неадресной сигнализации адресных извещателей они будут выполнять функцию «муляжей», которые в случае возгорания не сработают! — рассказывает заместитель директора.
К слову, обслуживание пожарной сигнализации и вывод сигнала оповещений с пожарной системы школы на пульт ДЧС каждой школе обходятся в сумму 1 миллион 600 тысяч тенге. Стоимость монтажных и пусконаладочных работ по установке адресной пожарной сигнализации на одном объекте составляет от 14 до 16 миллионов тенге.
По её словам, заказчики их услуг искажают и неверно истолковывают требования технической спецификации.
— Установку адресных датчиков заказчик внес в раздел техспецификации по оказанию услуги, не монтажа, а именно технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации. Неверное толкование в том, что на нас как на поставщика услуг не возлагаются требования по проведению полного монтажа или замены имеющегося и находящегося в технически исправном состоянии пожарного оборудования неадресной системы на адресные датчики! — объясняет замдиректора ТОО «КазМонтажСервис».
Татьяна Герасимович рассказала, что, кроме ситуации с адресными датчиками, их компания столкнулась ещё с проблемой того, что в отделе образования заранее не были согласованы условия конкурса с Департаментом ЧС ЗКО.
— Мы, согласно технической спецификации, кроме услуг по обслуживанию сигнализаций, должны обеспечить вывод сигнала на пульт ДЧС. Разумеется, заказчик должен заранее согласовать это с департаментом. Но от отдела образования, как выяснилось, не было никаких согласований с ДЧС, хотя это организует непосредственно заказчик. На наши обращения в отделе образования не давали ответа, их просто игнорировали. Мы обращались в областное управление образования, но там ничего конкретного нам не ответили. В итоге мы сами обратились в ДЧС и сами согласовывали и получали разрешение на установку пульта для вывода оповещений сигнализации, — заключила замдиректора ТОО «КазМонтажСервис».
В городском отделе образования комментировать ситуацию пока не стали, сославшись на то, что ещё не все судебные процессы по ТОО «КазМонтажСервис» закончены.
ТОО «КазМонтажСервис» обратилось в областную прокуратуру за защитой прав и интересов бизнеса от незаконных действий со стороны должностных лиц городского отдела образования и отдельных руководителей образовательных организаций.
ТОО «КазМонтажСервис» намерено обратиться в Антикоррупционный комитет.
Мария ДРАЧЁВА