Жизнь и войны рыцарей: что скрывает феодальная конница
Сегодня мы окунемся в эпоху расцвета рыцарей и узнаем, зачем им бочка пива и мешок колбасы, почему они клали архиепископу на кровать необработанную палку и как они показывали врагу "свинью".
Как Карл Великий восстанавливал Римскую империю
Невозможно представить себе рыцарство без графов, виконтов и других представителей феодальной иерархии. Их появление связано с действиями Карла Великого, который, как и многие мужчины того времени, вдохновлялся Римской империей.
Когда в 800 году папа Римский Лев III короновал Карла императором, он решил моделировать свою империю по образцу Рима. Карл начал отправлять чиновников на места, централизуя власть вокруг своей фигуры императора. В результате этого процесса, вожди, ранее известные как рексы (цари), стали называться дуксами (вождями). В германских землях их стали называть герцогами, а на территории Галлии — дюками, что по-французски обозначает тех же герцогов.
Карл Великий становится императором
Историк Тимофей Потапенко рассказывает, что Карл Великий отправлял королевских чиновников, называемых комесами (по латыни "спутники"), которые позже стали называться контами и виконтов. В германских землях их называли графами. Графы, которые управляли пограничными территориями, обладали большей властью. Такие области назывались "марками", и поэтому правителей там называли маркграфами, а в Галлии — маркизами. Все они владели большими землями и руководили местными делами, в том числе сбором рыцарей. Их помощников называли баро, что со временем стало баронами.
Эти феодальные титулы задумывал Карл как должности в своем государстве. Но система работала только пока Карл был жив. После его смерти в 814 году и начавшихся набегов викингов, система стала рушиться.
Через тридцать лет после смерти Карла его империя распалась на три части, которые потом продолжали делиться на более мелкие и независимые территории. Из-за нападений викингов графам и баронам пришлось дать больше самостоятельности для защиты своих земель.
Рыцари жили за счет своих земель и не получали зарплату, поэтому они могли служить только ограниченное время. В германских землях, когда был объявлен призыв, рыцари приходили на два или три месяца. При этом тот, кто их призывал, должен был сразу платить им и обеспечивать едой. Если не было оплаты, рыцарь мог просто уйти.
Были и интересные обычаи. Как упоминает Тимофей в своей лекции, если в войске архиепископа Майнца рыцарю переставали платить, он клал на постель своего господина неошкуренную палку, которую нельзя было убрать. Если таких палок собиралось пять, рыцарь мог спокойно вернуться домой.
Во Франции ситуация выглядела по-другому. Рыцарь по призыву приходил со всем своим, служил бесплатно и питался тем, что привез, но срок его службы ограничивался сорока днями и звался карантен (отсюда позже появился карантин).
Бывали и здесь забавные традиции. По словам Тимофея, в некоторых случаях условия службы рыцаря выглядели так: «приди к такому-то дню вдвоем и привези с собой бочонок пива такого-то объема и столько-то колбасы. Как только эта еда кончится, можешь ехать домой».
Так как конфликты чаще всего были локальными, такого количества времени вполне могло хватить. Если же сеньор желал оставить рыцаря на службе подольше, он обязан был платить ему деньги, на которые воин в ближайшем городе сразу же заказывал себе бригандину.
Два шлема на голове — в чем воевали рыцари
До середины XIII века на полях сражений Европы властвовала кольчуга, постепенно покрывая всего воина с головы до ног. Но время шло, средства нападения улучшались, и постепенно всплыла главная проблема кольчуги — ее можно было даже не пробивать. При сильном ударе тупым предметом — обухом топора или булавой — противнику можно было переломать кости или нанести тяжелую травму внутренних органов.
Поэтому постепенно рыцари начали покрываться металлом. Сначала им закрывали наиболее хрупкие кости, появились наплечники, наколенники и налокотники. А с середины XIII века появилась бригандина (или бригантина).
Как утверждает военный историк Клим Жуков с товарищами в книге «Всадники войны. Кавалерия Европы», в Европу бригантный доспех пришел с монгольскими завоевателями, освоившими его раньше.
Суть бригандины проста — это доспех из стальных пластин, приклепанных с помощью заклепок на тканевую основу. Причем ткань находится снаружи доспеха, и стороннему наблюдателю виден лишь ряд заклепок. В таком же стиле делались наплечники, поножи и наручи, все больше покрывавшие тело воина. Кольчуга, вначале надевавшаяся под бригандину, позже исчезла, оставшись только на поддоспешной одежде в самых проблемных местах — в подмышечной впадине и на локтевом сгибе.
Постепенно в течение XIV века бригантина эволюционировала в латы — доспех из стальных пластин без обязательного тканевого покрытия снаружи.
Также эволюционировал и шлем. Так как копейная сшибка стала важнейшей частью рыцарского боя, постепенно рыцари начали надевать два шлема — небольшой бацинет на подшлемник и сверху топхельм — огромный шлем, полностью закрывающий голову и стоящий на плечах. Часто после сшибки воины скидывали топхельм для лучшего обзора во время рубки, и он болтался на цепи на спине.
Постепенно, с развитием металлургии и мастерства изготовления шлемов от топхельмов отказались в пользу более удобных шлемов с подвижным забралом, которое было гораздо удобнее открывать-закрывать во время боя.
Щит, с появлением все более качественных доспехов уменьшался, пока не превратился в небольшой щиток с вырезом под толстенное рыцарское копье.
Чем воевали рыцари
Главным оружием всадника был и оставался лэнс — рыцарское копье, которым теперь наносили исключительно таранный удар с разгона. Его длина и толщина постепенно увеличивались и достигли к XVI веку 3-3,5 метра и 8 см в самом толстом месте. Для прикрытия руки и упора при сшибке на копье рядом с местом хвата появился щиток. Весила вся эта махина до четырех килограмм.
Таким тяжелым копьем одной рукой управиться было невозможно, поэтому сначала его клали на вырез в щите, а затем на фокр — специальный крюк на бригандине, а позже и на кирасе.
Меч также претерпел изменения. Сначала он увеличивался в размерах, постепенно им стали рубить, добавляя вторую руку, а затем, когда доспехи стали настолько совершенными, что их невозможно было прорубить, превратился в эсток. Эсток — это трех, четырех или шестигранный меч с крестообразной рукоятью, длиной от 91 до 132 см. Предназначался для уколов в уязвимые части доспеха, в том числе — подмышечные впадины и смотровую щель забрала.
Дополнялась эта убойная парочка различными фальшионами, топорами, булавами, чеканами, боевыми молотами и, конечно же, кинжалами, которые из-за необходимости пробивать броню также постепенно стали похожи на трехгранное шило.
Рыцари, вооружившись всем этим разрушительным великолепием неслись на врага, построившись клином.
«Свинья» выходит на тропу войны — как воевали рыцари
Самой мощной и неостановимой тактикой рыцарского войска была шоковая кавалерийская атака на полном скаку, а затем рубка до победного. Именно для того, чтобы доставить рыцарей до вражеского войска в относительном порядке, в первой половине XIII века в германских рыцарских орденах и появилось построение клином, которое русские летописцы называли «свиньей».
Суть построения проста — первый ряд рыцарей состоял из пяти–десяти человек, и каждый последующий ряд увеличивался на два. По итогу получалась некая трапеция. Клин мог состоять из пяти-семи рядов. За этим клином двигалась колонна всадников глубиной до нескольких десятков рядов.
Для чего же использовалась «свинья»? Прежде всего для того, чтобы довести рыцарей до врага в плотном строю. Важно помнить, что феодальные воины того времени мало тренировались воевать строем, и поэтому держать равнение на рыси и уж тем более на галопе для них было практически невозможно.
Именно для этого и использовался клин. Пятеро лучших всадников могли удержать равнение, а остальным нужно было просто следовать за впереди идущими. В момент столкновения с врагом трапеция складывалась, и на противника практически одновременно налетала конная масса воинов. Всадники из колонны поддерживали рубку, заменяя павших.
Дополнительным плюсом клина была защита от стрел, так как «свинью» составляли рыцари в лучшем снаряжении, а те, у кого доспех был хуже, ехали сзади. Тактика оказалась настолько удачной, что просуществовала почти без изменений аж до XVI века, до самого заката рыцарства.