Добавить новость
ru24.net
Новости по-русски
Февраль
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

"Би Брэнд" заехал с ремонтом в Дом Афониных

Большинство объектов культурного наследия в Екатеринбурге используются для современных нужд, причем не только государством, но и частными структурами. Это – современный тренд: в центре города бодро "оживают" заброшенные особняки. Но стоит вспомнить, что при эксплуатации памятника требуется соблюдать прописанные в законе правила и нормативы, в том числе при ремонте и реставрации объекта. Контроль возложен на областное Управление госохраны ОКН.

В прошлом году ведомство приложило немалые усилия, чтобы сохранить не то, чтобы здание, а культурный слой на набережной Исети за Царским мостом, где хоккеист Дацюк намеревается построить гостиницу. Работы заморозили.

И вдруг выясняется, что буквально в ста метрах от моста, на углу улиц Декабристов и Чапаева, в "серую зону" попал особняк Афониных. Его реконструкция вызывает вопросы экспертного сообщества.

Дом Афониных (улица Чапаева, 2), хоть и невелик размером, но весьма знаковый объект. Иван Афонин – основатель первой в Екатеринбурге кондитерской и конфетной фабрики. В прошлом веке в его стенах размещалась редакция журнала "Уральский следопыт". Фестиваль фантастики "Аэлита" проводился там же на протяжении многих лет.

Сегодня особняк находится в частной собственности. По словам архитектора-реставратора, сотрудника кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия УрГАХУ Ларисы Шашкиной, в начале "десятых" годов на памятнике были отреставрированы фасады и отремонтированы внутренние помещения. А недавно ремонтные работы возобновились и оказались окутаны густой завесой тайны. "Уралинформбюро" попыталось выяснить подробности в Управлении охраны ОКН.

Согласно ответам из ведомства, работы на объекте идут на основании задания и разрешения, выданных Управлением в январе 2025 года (!), в соответствии с утвержденной проектной документацией. Автор проекта – некая компания "ВЕСТ". В Екатеринбурге имеется только одна организация с таким названием, и, судя по данным портала "Чекко", специализируется она не на реставрации памятников истории, а на монтаже металлоконструкций. В списке госзакупок среди ее заказчиков Управления госохраны ОКН нет. Показать проект или хотя бы рассказать о нем "в двух словах" надзорный орган наотрез отказался – мол, это объект авторского права.

Вопрос "Где проект?" в данном случае не пустая формальность. У любого объекта культурного наследия имеются так называемые предметы охраны – элементы конструктива, которые нельзя видоизменять при ремонте либо реставрации. В случае с Домом Афониных это объемно-пространственное и планировочное решение здания, архитектурная композиция и декор фасадов, материал, из которого построен объект, многоскатная форма крыши, кирпичные ворота с двумя калитками, выходящими на улицу Декабристов, лестницы с ограждением, количество и форма оконных и дверных проемов, штукатурная отделка интерьеров, архитектурно-лепной декор внутренних помещений, изразцовый декор печей.

Редакции не удалось познакомиться и с актом историко-культурной экспертизы проекта. По закону он должен размещаться на сайте Управления для общественного обсуждения. По этому объекту такой документ публиковался лишь в 2021 году, но теперь документация удалена из открытого доступа. Получается, четыре года назад необходимость в обсуждениях была, а сегодня отпала?

Согласно последней редакции охранного обязательства на Дом Афониных (документ выдан в 2017 году одному из предыдущих собственников и обновлен 5 сентября 2024 года), в 2025 году на объекте должны проводиться только проектные работы и инженерно-техническое обследование, а производственный цикл намечен на 2026–2029 годы. Однако работы в здании кипят, в чем убедились корреспонденты "Уралинформбюро"!

В одном из помещений рабочие перестилают полы и отдирают штукатурку со стен (см. фото), в холле оборудован импровизированный склад инвентаря (см. фото). Представители коммерческой структуры, находившиеся внутри, представились как "айтишники". Не исключено однако, что они имеют отношение к компании "Хорошая среда" – владельцу здания, если верить приказу Управления об утверждении программы проверок объекта.

"Негласное приспособление ОКН может привести к изменениям интерьеров, предмета охраны, – считает председатель Свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Марина Сахарова. – К сожалению, и предмет охраны может быть "переписан" без ГИКЭ и общественных обсуждений. Конечно, при ремонте или покраске элементов и конструкций, не относящихся к предмету охраны, обсуждения не нужны. Но если речь о реставрации, а экспертиза проекта не проводилась – это уже нарушение".

"Должен быть контроль со стороны Управления, – уверен профессор кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УрГАХУ, руководитель архитектурной мастерской "АМД" Леонид Десятов. – А он не всегда бывает строгим. Я помню случай, когда в одном объекте культурного наследия на улице Куйбышева владельцы вели незаконную перепланировку подвалов, пробивали стены. Общественники начали разбираться и выяснили, что у этих арендаторов неполный проект, заказчик и подрядчик "едины в одном лице", но проект как-то прошел через Управление! Только после нашего сигнала ведомство выдало организации предписание привести помещение в прежний вид".


Выписка из программы проверок Дома Афонина областным Управлением госохраны ОКН. Судя по документу, до официального старта работ еще целый год

В случае с "Домом Афониных", как уже было сказано, Управление огрехов не видит – в отличие от экспертов. "Без акта ГИКЭ могут проводиться, например, срочные противоаварийные работы, либо косметический ремонт, – напоминает Лариса Шашкина. – Но фасад там давно отреставрирован, внешняя оболочка прилично выглядит. Может быть, имеет место "самоволка"? Тогда нужно сигнализировать в госорганы, чтобы те вышли с проверкой и определили соответствие выполняемых работ утвержденному проекту. Проект утверждается на основании акта ГИКЭ, который размещается на сайте Управления. Если акт отсутствует на сайте, значит, необходимо обращение граждан в правоохранительные органы".

Проверка, судя по информации из Управления, случится еще нескоро – после завершения "производственного" этапа реставрации, то есть после 2029 года. Либо, как следует уже из приказа о программе проверок, до конца марта текущего года. Именно тогда истекает сроки разрешения на проведение реставрационных работ. Но "путаница в показаниях" между документами Управления – еще не самое чудесное в этой истории. Кому выдано разрешение? Подрядчику в лице ООО "Система-2" или собственнику? И кто он, этот загадочный собственник?

В Управлении отказались отвечать на этот, на первый взгляд, простейший вопрос. Нет на него четкого ответа и в охранном обязательстве на Дом Афониных, хотя в таких документах должна стоять подпись не только представителя Управления, но и собственника. Как пояснили "Уралинформбюро" в Управлении госохраны ОКН, это раньше охранное обязательство в случае смены правообладателя подлежало перевыпуску и в нем прописывалась вся информация о новом владельце. А после 2014 года такая практика канула в Лету.

31 января 2025 года Чапаева, 2 стало новым юридическим адресом ООО "Хорошая среда". Эта компания более известна как ООО "Рекламное агентство Би Брэнд". У ее владельца немало фирм, в которых присутствует "Би Брэнд" – например, "Би Брэнд Диджитал" и "Би Брэнд Пипл" с московской пропиской.

И если специализированный надзорный орган не может дойти с проверкой до Чапаева, 2, то сам Бог велел это сделать прокуратуре. А то, не ровен час, еще один памятник старины глубокой превратится в новодел.

Евгений СУСОРОВ




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Андрей Чесноков

Чесноков: победа Александровой над Соболенко - один из лучших матчей в карьере






В Московской области состоялось итоговое служебное совещание представителей региональной общественной организации ветеранов войск правопорядка

«Криптовалютный король»: кто такой Александр Винник, которого планируют освободить США

Билет лотереи от «Столото» за 25 рублей принес электрогазосварщику из Владимирской области почти 1,5 млн рублей

Истерика и бессонница: «барометрический удар» атаковал российских детей