Дарья Золотова: Важна не только концепция, но и «мелкая моторика» дизайна
С 20 по 22 февраля года в «Крокус Экспо» пройдет масштабная Международная выставка дизайна Artdom. «Сноб» узнал у основательницы и креативного директора Artdom Дарьи Золотовой, с чего начинался проект, что такое настоящий «русский стиль» и правда ли, что в индустрии дизайна лидируют женщины.
В этом году выставка дизайна Artdom пройдет уже в четвертый раз. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
Четыре года назад у меня появилась идея организовать выставку Artdom. Я всегда интересовалась интерьерным дизайном, посещала международные выставки и биеннале архитектуры. За более чем 10 лет организации международных мероприятий у меня накопился значительный опыт, чтобы понимать, какие потребности сейчас есть у российского интерьерного рынка и как их можно перекрыть. Я решила организовать выставку, которая станет профессиональной платформой полного цикла. Я создавала все продукты экосистемы с четким пониманием того, какие задачи они будут решать.
Первая выставка Artdom прошла в Центре современного искусства «Винзавод» в октябре 2022 года. Ее площадь была 2500 кв. м, а представлено было 150 участников. Сейчас мы уже переехали в «Крокус Экспо», площадь экспозиции выросла до 32 тыс. метров, а свои коллекции покажут 400 брендов.
Какая роль была у вас изначально и почему для вас было важно создать такой проект?
Я — основатель и креативный директор Artdom. Моя задача — курировать выставки, определять критерии отбора работ и делать все, чтобы каждая экспозиция вызывала отклик и получала высокую оценку. Я развиваю проект, ищу новые продуктовые стратегии и создаю возможности для независимых авторов, дизайнеров и мебельных брендов.
Моя работа — это не просто профессия, а образ жизни. Я горю тем, что делаю, и вкладываю в каждый проект свое видение и ценности. Пройдя путь роста — как личного, так и профессионального, — я четко понимаю: для меня на первом месте всегда стоит продукт.
Как вам кажется, какие изменения произошли в индустрии дизайна за последние несколько лет? И как они повлияли на выставку?
Сейчас мебельная отрасль в России переживает непростое время. Удорожание логистики, проблемы с поставками европейского сырья и комплектующих, заморозка проектов. Некоторые компании, которые раньше работали только с импортными товарами, столкнулись с необходимостью перейти на отечественное производство и сменить акценты.
Как следствие, на выставке тоже растет присутствие российских производителей, хотя мы продолжаем сотрудничать с международными брендами. Для нас важно сохранять здоровый баланс и хороший уровень дизайна. На выставке от брендов ждут яркого визуального впечатления, потому концепция стенда должна отражать бренд-код компании и быть запоминающейся, чтобы сформировать эмоциональную связь с посетителем.
Помимо выставки, Artdom помогает брендам и проводит консалтинг. Можете поделиться, в чем секрет успеха сегодня: это картинка, материал или удобство? Над чем нужно работать в первую очередь?
У каждой компании свои запросы: одним нужен полный «рефреш», другим — повышение узнаваемости и укрепление имиджа бренда, третьим — рост доверия аудитории. При необходимости мы предлагаем большое количество опций: от коллабораций с дизайнерами и запуска новых коллекций до настройки собственного производства и оптимизации всех этапов, включая продажу. У нас уже есть примеры компаний, которые не работали с дизайном, но для них такое сотрудничество стало новым этапом развития бизнеса. Аналитическое направление нашей компании ежегодно исследует рынок, чтобы определить, какие продукты будут пользоваться наибольшим спросом. Это позволяет нам создавать продукты, ориентированные на максимальный результат.
Сейчас много говорят про дизайн как элемент национальной идентичности, про русский стиль в дизайне. Как вы относитесь к этому тренду? Что он представляет собой, на ваш взгляд?
Поиск национальной идентичности и в моде, и в дизайне, и в искусстве — долгий процесс. Я действительно сейчас вижу много брендов, которые нащупывают культурный код. Главное, чтобы «русский стиль» не превратился в копирование народных промыслов с «теремком» на выходе. Интерес к истории, локальной культуре и традициям — это замечательно. Но я бы хотела видеть более живой и осмысленный дизайн.
Важна не только концепция, но и «мелкая моторика» дизайна: способ производства, материалы, ручной это труд или адаптированный под промышленность. Зрелый уровень проявляется там, где самобытность соединяется с эргономикой. Важно обращаться к истокам, но не становиться их пересказом.
Какие актуальные тренды в предметном дизайне вам нравятся? Вы за минимализм или вам нравятся характерные интерьеры и предметы?Пусть это банально, но нельзя жить в интерьере, который не рассказывает твою историю. Не отражает твой вкус. Потому я хочу видеть многосоставные интерьеры с мебелью и искусством из разных сегментов, разного времени, разных стилей. Они должны быть так синхронны друг другу, что убери хоть один — все развалится. В интерьере я стремлюсь к легкости и даже остроумию, хотя понимаю, что достичь этого можно только с помощью точного математического расчета.
Есть ощущение, что в современной российской индустрии дизайна лидируют женщины. Так ли это и, как вы думаете, почему?
Какое именно направление дизайна вы имеете в виду? Предметный или интерьерный дизайн? Вопрос неоднозначный. Если сравнивать с XX веком и началом 2000-х, когда индустрия в целом была маскулинной и в ней доминировали влиятельные, эпатажные мужчины-творцы, то сейчас ситуация, конечно, совсем другая. Сейчас нет определенных предрассудков, но на перевес в «женскую» сторону я внимания не обращала. Возможно, такое впечатление создает та женская аудитория, которая интересуется обустройством дома, хоумстейджингом и стилизациями.
Беседовала Юлия Кузьмина