Добавить новость
ru24.net
Новости по-русски
Декабрь
2025
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

«Один из факторов — кесарево»: профессор Продеус — об эпидемии детского ожирения

0

Глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил, что за шесть последних лет общий уровень заболеваемости ожирением среди детей до 15 лет увеличился на 36,1процента. При этом первичная заболеваемость, то есть процент детей с впервые установленным диагнозом, возросла на 18,8 процента. Детское ожирение приобрело такие масштабы, что, по мнению экспертов, впору говорить об эпидемии.

Профессор Андрей Продеус — постоянный участник дискуссий о школьном питании. Он считает, что оно должно быть максимально полезным, поскольку зачастую именно школьный рацион закрывает потребность ребенка в витаминах и макроэлементах. Дома он их недополучает из-за неправильных пищевых привычек. И во многом — именно эти пищевые привычки ведут к росту количества полных детей. Но кроме них есть и другие факторы. О них и о том, что со всем этим делать, он рассказал в интервью «Вечерней Москве».

— Андрей Петрович, в своей ежедневной практике вы наблюдаете рост числа детей с избыточным весом?

— Да, конечно, это объективные факты. Разные данные существуют, их можно посмотреть в статистике. Считается, что количество детей с избыточной массой тела увеличилось в 2,5 раза за последнее десятилетие. Но мне, как врачу-иммунологу, аллергологу и педиатру, это видно даже более отчетливо. Почему? Потому что такие «пухленькие» детки, с перетяжечками, мы их относим к лимфатико-гипопластическому типу конституции, они предрасположены к большему количеству проявлений аллергического характера. То есть чем полнее ребенок такого типа конституции, тем больше у него проявлений аллергии, бронхиальной астмы. Под этим лежат очень четкие физиологические причины. И таких детей я с каждым годом вижу на приемах все чаще.

— Кроме того, медики говорят о фиксациях случаев саркопенического ожирения, которое обычно характерно для пожилых. Что это такое?

— Саркопеническое ожирение — это когда на фоне лишнего веса деградирует мышечная масса. Оно возникает при гиподинамии, когда мышцы не тренируются. А ведь мышцы теряются быстро — за недели. Если ребенок двигается только от кровати до дивана, мышечная масса не развивается. Такой ребенок может быть крупным, но не за счет мышц, а за счет жира. Этим детям показано не просто двигаться, а целенаправленно работать над мышечным корсетом. 

Как похудеть без ограничений в еде

— Почему дети за последние годы начали стремительно набирать вес? 

— Нет единой причины. Тут нужно говорить о целом ряде факторов. Один из них — рост количества родов путем кесарева сечения. Если раньше таких родоразрешений было 14–17 процентов, то сейчас в России их 35–40 процентов. При этом я не против кесарева сечения, в том случае если оно проводится по показаниям. Это и слабость родовой деятельности, и узкий таз, и определенные заболевания или экстренные ситуации. Но, к сожалению, все больше женщин выбирают кесарево сечение без определенных показаний: например, в спорной ситуации они предупреждают врача, что для них предпочтителен именно такой способ родоразрешения.

А что такое кесарево сечение? Это полостная операция, при которой ребенок не проходит по родовым путям и не получает исключительно важный «орган» — материнскую микробиоту. И другой способ ее формирования предполагает другой старт и развитие иммунной и эндокринной систем. Дети, рожденные путем кесарева сечения, имеют выше риски лишней массы тела, аллергических реакций и астмы. Более того, у них значительно больше шансов стать «искусственниками», так как мамам после операции кормить сложнее. Таким образом, ребенок часто недополучает не только микробиоту, но и грудное вскармливание. А искусственное вскармливание тоже нередко ведет к набору лишнего веса.

Следующая вещь — гиподинамия. Увеличилось количество детей, которые готовы сидеть часами в гаджетах вместо активного движения. Любой человек «за 50» расскажет о том, что его детство проходило на улице — в подвижных играх! А сейчас все тусовки происходят в чатах. При этом мы стали жить на порядки лучше — у нас огромное количество любого фастфуда! Я не против шоколадных батончиков и чипсов. Если ребенок достаточно двигается, то лишняя конфета не принесет ему никакого вреда. В отличие от взрослых, у детей высокая скорость обменных процессов. Но если при этом основное место проведения досуга для ребенка — это диван, с буфетом, полным чипсов и конфет, то хороший метаболизм бессилен. Кроме того, дети воспитываются мамами и папами, у которых тоже пищевые привычки далеки от идеальных. Человек ест то, что привык, то, что ему давали дома. А если дома у него только сосиски, макароны и картошка?

— Но я росла в сложные 90-е годы, и у меня дома тоже были сосиски, макароны и картошка.…

— В то время дети гораздо реже сидели в гаджетах. Плюс количество детей, рожденных путем кесарева, было в два раза меньше. Мы не говорим, что все дети полные, мы говорим о росте их числа. И часто одной из причин являются семейные пищевые привычки. Вот, к примеру, приходит бабушка с ребенком (а ребенок в свои 9 весит около 80 кг) и говорит:

«Вот, Дениска, посмотри! Это тот самый известный доктор, которого ты по телевизору видел. Дядя сейчас тебе скажет, что чипсы и фастфуд есть не надо, что это очень плохо!».

Я спрашиваю: «А он сам покупает эти чипсы? Сам зарабатывает и идет в магазин?».

«Нет, — говорит бабушка, — это я ему покупаю».

«Может, вы просто не будете этого делать?» — уточняю я.

Она горестно на меня смотрит: «Но он же просит!».

Я ее прошу написать мне свой полный адрес. Она начала писать и на полуслове остановилась: «А вам зачем?».

Я говорю: «У меня есть знакомый сантехник Иван Иванович. Когда ему захочется водки, он будет приходить к вам».

У нее была пятисекундная пауза, и она вроде бы поняла, что Ивану Ивановичу она водку почему-то не даст. А своему ребенку, для которого эта еда — хуже, чем водка для сантехника, — покупает.

Я попытался таким образом переключить ее на мысль об ответственности, которую она сейчас перекладывает на меня и на внука, но не берет на себя.

Потому что пищевые привычки — это в основном привычки семьи. Мы видим, что к окончанию школы у огромного количества детей развиваются так называемые алиментарно-обусловленные заболевания — то есть связанные с потреблением пищи.

Это болезни желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвы, рефлюкс. Это диабет второго типа и ожирение, которые в будущем ведут к атеросклерозу и другим серьезным проблемам. К счастью, сейчас в этот процесс включилось государство: более 60 процентов калорий, белков, углеводов и жиров дети получают в организованном питании, а не дома.

— А как вы относитесь к инициативам по маркировке продуктов и ограничению рекламы вредных продуктов для детей?

— Маркировка — это скорее про контроль качества и безопасность, чтобы исключить контрафакт. В аптеках на всех лекарственных препаратах есть маркировка. А вот ограничение рекламы или введение налогов на сладкие газировки — это уже меры, которые должны ограничивать потребление. Опыт с сигаретами и алкоголем показывает, что это может сработать, но не является панацеей. Если человек любит сладкие напитки, то он их купит. А вообще, говоря о налогах на газировки, у меня всплывает образ из западной рекламы, когда семья полных людей ест огромные бургеры и запивает их диетической колой. На этом примере хорошо видно, что проблема не в конкретном продукте, а в пищевых привычках.

— Насколько влияют на детское ожирение социальные факторы, вроде уровня дохода семьи?

— Мне кажется, что сейчас средний статистический доход в московском регионе позволяет иметь возможность составлять разнообразный рацион, который не должен ограничиваться булкой, макаронами и картошкой. И это не только в столице, но и во всей России так.

Я очень много летаю по стране и наблюдаю, что цены на продукты во многих регионах гораздо ниже, чем в Москве. Дело не в социальном статусе, а в знаниях и культуре питания. Возьмите, например, кавказскую кухню: их стол немыслим без горы зелени, помидоров, огурцов. Это культурный, исторический фактор. А у нас в средней полосе России столько зелени не едят. И для того, чтобы сформировать здоровые пищевые привычки, надо заниматься просвещением. Сейчас у нас имеется огромное количество методических рекомендаций, написанных врачами для врачей, но пока нет экспертных рекомендаций, написанных человеческим языком для людей.

— В сети сейчас столько самопровозглашенных «просветителей». О том, что для похудения надо больше двигаться, меньше есть и отдавать предпочтение белковым продуктам, знает даже тот, кто далек от ЗОЖа в целом. Что еще экспертное сообщество может донести до людей?

— В теории многие вещи люди знают, но на практике — нет. Так, у меня есть три базовых правила. Во-первых, никаких голодовок! Есть нужно регулярно, чтобы избежать скачков сахара. Во-вторых, объем каждой порции не должен превышать 250–300 миллилитров — размер стакана. И в-третьих, вода важнее еды! Если человек пьет мало, то у него нарушен метаболизм, а значит, существуют проблемы с лишним весом. Пить 1,5–2 литра в сутки — сложно для многих, особенно для женщин, но это необходимо! Так, я проводил образовательные семинары с учительницами младших классов. Большая часть из них имела лишний вес. Выяснилось, что все они неправильно питаются, потому что некогда отойти — маленькие перемены, много работы. Но это полбеды. Оказалось, что они еще и не пьют, мол, а вдруг на уроке мне захочется в туалет, а я не могу оставить класс.… Я говорю, а вы хотите прививать хорошие привычки детям? Вы же — образец подражания для ребят!

Сегодня в каждой школе на этаже и в классе стоят кулеры с водой для того, чтобы была возможность пить. Государство может поставить кулеры, чтобы у каждого был доступ к чистой воде вместо газировки. Врачи могут рассказать о том, что это нужно делать, но заставить человека невозможно, если он сам не захочет. Для этого и нужно просвещение.

— С питанием и водой понятно. Но как замотивировать детей больше двигаться?

— Сейчас очень многое делается для того, чтобы у людей были возможности для физической активности — во дворах и парках строятся площадки и стадионы. Есть бесплатные спортивные секции, правда, они не всегда расположены рядом с домом, нередко туда надо возить детей, но это опять же вопрос к семье. А сегодня в семьях родители не то, чтобы не ищут возможности для того, чтобы обеспечить детям необходимую физическую активность, но и нередко ограждают их от нее. Так, я часто сталкиваюсь с непониманием, зачем вообще нужна физкультура в школе. Это, мол, потеря времени…. А если транслировать это вслух своему ребенку, то и ребенок будет также относиться к предмету.

Необходимо менять отношение семьи! Если ребенку нравится играть в футбол, он отложит гаджет и пойдет играть с друзьями. Нужно, чтобы у него была такая возможность и желание.

— А как вы относитесь к применению новых препаратов для снижения веса у детей, например аналогов «оземпика»?

— Как раз недавно проводился конгресс для специалистов о возможности использования таких препаратов при определенных степенях ожирения. Существуют определенные критерии того, кому они могут рекомендоваться. Но в любом случае препараты лучше, чем резекция желудка. Ее тоже можно делать, но я не рекомендую — это уже крайняя мера.

Исследования говорят, что эти препараты эффективны и безопасны для детей. Но применять их можно только в случае, когда мы не можем скорректировать вес диетой, а лишний вес является серьезным фактором риска для здоровья. Польза должна превышать риски. Если с их помощью мы сможем быстро снизить вес и сформировать здоровые пищевые привычки, то почему нет? Ведь эти препараты помогают человеку оставаться сытым более долгое время. У него нет необходимости есть больше. И если человек не является пищевым углеводным наркоманом, то впоследствии привычки эти закрепятся.

Ведь ожирение — это не безобидная история, оно ведет как минимум к 13 видам рака, включая рак женской половой сферы и рак желудочно-кишечного тракта. Кроме того, ожирение снижает функцию иммунных клеток и эффективность вакцинации.

— Интересно, есть ли этносы, менее склонные к ожирению?

— Да, согласно некоторым исследованиям, у представителей монголоидной (азиатской) расы, по всей видимости, есть генетические особенности, которые могут снижать склонность к набору лишнего веса и ожирению. Количество людей, которые имеют лишний вес в европеоидной популяции, значительно выше. В среднем у азиатов и продолжительность жизни выше, чем у европеоидов, что также может быть косвенным признаком лучшего метаболического здоровья.

ДОСЬЕ

Андрей Петрович Продеус — врач-педиатр, иммунолог, доктор медицинских наук, профессор, телеведущий. Известен как соведущий и эксперт телевизионной передачи «Жить здорово!» на Первом канале. В 2002 году возглавил кафедру педиатрии ПФ РГМУ (РНИМУ) им. Пирогова, стал одним из самых молодых заведующих в истории вуза. В 2003 году стал доктором медицинских наук. С 2017 года руководит кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей медицинской школы. Автор единственной в мире количественной скрининговой тест-системы по оценке состояния развития иммунной системы у человека. Эта методика легла в основу предложения по технологии неонатального скрининга первичных иммунодефицитов в практическом здравоохранении.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, число детей и подростков с избыточным весом за последние 40 лет выросло в 10 раз. Сегодня каждый третий подросток имеет лишний вес или страдает от ожирения. Что привело к такому резкому росту числа случаев детского ожирения и как решить эту проблему, «Вечерней Москве» рассказала нутрициолог Ольга Филина.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса