Цифровизация экономики: преимущества и риски. Аналитика ЛДПР
Внедряются автоматизированные комплексы, которые будут высвобождать огромное количество занятых во всех сферах экономики. Как утверждают сегодняшние составители прогнозов, уже через десять лет роботы и автоматы заменят кассиров, официантов, банковских клерков и большинство рабочих, занятых в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Будет достаточно несколько квалифицированных работников для обслуживания автоматизированных систем.
Вот «страшилки», на которые, впрочем, следует обратить внимание. По данным «Всемирного банка», который управляется из Вашингтона, из миллиарда молодых людей, что придут на рынок труда в ближайшее десятилетие, только 40% найдут работу. В Китае, это особая «любовь» власть предержащих в США, под угрозой сокращения окажется аж 70% рабочих мест.
То есть появится огромная армия свободных людей, которые не будут знать, что делать, ради чего жить и к чему стремиться. Да, нужны будут математики, программисты, высококвалифицированные специалисты, творческие люди. Но таких в массе людской не более 20%. А что делать остальным? Только следовать верному курсу Запада.
России не надо беспокоиться, даже если эти прогнозы близки к тому, что будет. Территория страны позволяет широко развивать сельское хозяйство, фермерство, туризм, строить дома, усадьбы, создавать мощную мировую транспортную систему, уникальное и разнообразное машиностроение.
Роботы и цифровизация хороши для массового серийного производства, но люди хотят разнообразия и хорошего питания, разной одежды, мебели, разные индивидуальные услуги, физкультурные занятия и т.д. Разнообразие должно прийти на смену массовости. В эту сторону надо поворачивать экономику страны. Причем уже сейчас, заранее, чтобы не столкнуться с безработицей в условиях цифровой экономики.
Главное направление в цифровой экономике – работа с большими базами данных. Это важно, включая и оборону, где надо просчитывать разные сценарии. При этом не надо забывать об уменьшении и унификации документооборота в образовании, здравоохранении. Учителя и врачи до сих пор просто стонут от обилия отчетов, планов, показателей, которые надо составлять и в электронной, и в бумажной форме.
Многие используют мобильную связь. Например, для оплаты коммунальных и прочих платежей, банковских операций. Это удобно, но нужна хорошая защита от мошенников, здесь их немало. Сейчас взламывают компьютеры, мобильные приложения банков.
Цифровые устройства, являясь здесь слабым звеном, помогают хакерам проникать во внутренние сети банков и компаний, а также получать доступ к личным данным. И все это носит международный характер, проникновение идет через интернет, социальные сети. Здесь нужна международная кооперация и стандарты для борьбы с киберпреступностью. Иначе, цифровая экономика принесет много вреда и для обычных людей, и для систем управления.
Не меньшую опасность скрывают в себе и быстрые сети нового поколения 5-G и последующие «джи». Здесь очень высокая скорость передачи данных не позволяет быстро остановить утечку информации. Просто банк не успеет, как мгновенно будут переводиться денежные средства на «новые» счета.
А безопасность персональных данных, которые попадают в сеть и обрабатываются, допустим, искусственным интеллектом для того, чтобы эта информация не могла использоваться против людей: кредиты по копиям паспортов и т.д. Еще одна реальная угроза, а надежной защиты – пока нет.
Много лет при покупках программных продуктов наши компании платили НДС, а зарубежные – не платили. Сегодня иностранные компании, те, которые не ушли в «свободный мир», зарегистрированы в нашей налоговой службе и выплачивают налоги. А сколько мы потеряли – кто-то посчитал, и кто-то понес ответственность? Почему до сих пор покупка немалого числа импортных товаров освобождается от таможенных платежей? Таких примеров масса.
Надо быстрее переходить на отечественное программное обеспечение, а не растягивать это до 2030 и последующих годов. Перенос программ и проектов на год, другой, третий, к сожалению, стали почти обычной практикой. С другой стороны, об этом мало говорим, идут хакерские атаки на нашу транспортную систему, на систему здравоохранения, на наши крупные компании с помощью импортных программ. Мы что десять лет назад не знали об этом? Не понимали, что такое международная конкуренция, где все средства хороши, и где сильные кушают слабых.
Опять наши «иванушки» говорят, что цифровая экономика идет из США. Но я помню, что еще и в 1970 годы в нашей стране неплохо развивались АСУ – автоматизированные системы управления. Были и институты, и специалисты. Но в начале однопартийная система не дала всему этому раскрыться, а потом — разбойничья рыночная экономика образца 1990 годов. Сейчас вспомнили, но опять с опозданием.
Задумайтесь, кто является выгодоприобретателем этой цифровой экономики, кто производит компьютеры, средства связи и прочее оборудование для цифровой экономики? И кто за наши нефтедоллары будет нам все это продавать? Рынок-то какой открывается многомиллиардный в России. А своего производится мало. Опять импортная зависимость, но теперь не от Запада, а от Востока. Свои производства всей инфраструктуры для цифровой экономики надо быстрее создавать и не в единичных экземплярах, а в массовом порядке.
Посмотрел на данные о наших экспорте и импорте за последние годы. Как только экспорт из-за роста нефтяных цен увеличивается, так и импорт стремительно растет. Зачем производить, когда на мировом рынке все есть, и мы можем купить все за счет продажи наших природных ресурсов, которые принадлежат не только нам, но и будущим поколениям.
Много торговцев до сих пор у нас, причем, импортозависимых. Созидателей, организаторов пока недостаточно. Так что цифровую экономику и просто экономику должны развивать управленцы-организаторы производства, создания и применения новых технологий, а не любители быстрых торговых сделок. В этом направлении и идёт сегодня подбор кадров.
М.Н. Сидоров
