Возможности столичной медицины позволяют своевременно диагностировать онкологию и успешно лечить заболевание
4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака. В Москве за последние годы модернизировали подходы к лечению больных с онкологией. «Вечерняя Москва» узнала подробности.
Получить диагноз, связанный с онкологией, боится каждый человек. К счастью, за последние годы в столице кратно выросли показатели по выявляемости рака на ранних стадиях, что значительно повышает шансы на успешное лечение. Также много делается для профилактики онкологических заболеваний.
Главный онколог Москвы Игорь Хатьков отмечает, что сегодня вся помощь онкологическим больным сконцентрирована в пяти московских стационарах, которые оснащены абсолютно так же, как лучшие стационары в Европе, Америке и Азии.
— Основные направления, в которых используются различные методики, были, есть и будут в ближайшее время, — это хирургическое лечение, лекарственное лечение, лучевая терапия. Если начинать, например, с лучевой терапии, то используются методики высокоточного подведения дозы соответствующего излучения, для того чтобы нейтрализовать опухоль, — рассказал Игорь Хатьков.
Применяются также методики высокоточной 3D- и 4D-терапии.
— Протонная терапия тоже имеет место, когда протонным пучком максимально прецизионно проводится облучение опухоли, — уточнил главный онколог Москвы. — Если брать хирургические методы, то на сегодняшний день возможности, которые есть в хирургии, позволяют решать самые сложные проблемы.
Проводятся операции и с традиционным доступом, и с малоинвазивным, а также лапаро-торакоскопические операции, когда удаление опухоли выполняют через несколько проколов с минимальной травмой.
Один из ярких примеров модернизации системы оказания помощи пациентам с раковыми заболеваниями — Центр амбулаторной онкопомощи (ЦАОП) Московского многопрофильного научно-клинического центра имени С. П. Боткина. В современном корпусе созданы максимально комфортные условия. Заместитель главного врача по онкологии Сергей Лебедев рассказал «Вечерней Москве», что в их центр пациентов с подозрением на онкологию направляют из поликлиник, и здесь они проходят все необходимые обследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.
— Ежедневно ЦАОП посещают почти 1200 человек, а всего к нему прикреплены около 50 тысяч пациентов. Это в том числе те, кто уже получил лечение и находится на пожизненном диспансерном наблюдении наших врачей-онкологов, — пояснил Сергей Лебедев.
Возможности этого центра, как, впрочем, и всей Боткинской, — огромны. Заместитель главного врача отметил, что в арсенале медиков — МРТ, КТ, УЗИ, маммографы, рентген-аппараты последнего поколения.
— В нашей больнице самое большое в стране количество роботических установок. К слову, именно в хирургическом лечении онкологии мы применяем роботов да Винчи чаще всего. Робот позволяет провести операцию с наименьшей травматизацией тканей и органов человека, а значит, и процесс восстановления будет более быстрым, — рассказал он.
Сергей Лебедев особо отметил цифровизацию всех процессов в системе здравоохранения Москвы.
— Когда пациент приходит на прием, врач видит все обследования, анализы, историю приемов. Более того, если, например, обращается женщина с подозрением на рак молочной железы, то наш врач в системе может открыть и посмотреть ее маммографию. Исследования, принесенные на дисках, давно ушли в прошлое, — подчеркнул он.
А еще пациенты и их родные могут обратиться к онкопсихологам, которые помогут психологически пройти сложный период лечения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития:
— Шесть лет назад в Москве мы начали системную трансформацию всей онкологической службы, пересмотрели подход к организации помощи и выстроили работу так, чтобы аккумулировать все ресурсы и сделать путь пациента максимально прозрачным. Ключевой ресурс в борьбе с онкологией — время. Поэтому значительный результат для нас — рост ранней диагностики. Если в 2019 году злокачественные новообразования на ранних стадиях выявлялись в 62 процентов случаев, то по итогам 2025 года — уже почти 68 процентов. Но, пожалуй, самый обнадеживающий результат — кратный рост выявления рака на нулевой стадии, когда болезнь еще не дает симптомов и может быть полностью излечена. За шесть лет таких случаев стало в 7 раз больше — около 5000 в минувшем году.
