Вся жизнь – борьба. В 90 лет итоги подводить еще рано
С Алексеем Алексеевичем Мешковым мы встретились накануне юбилея.
Стихи Пушкина
- Знаю, что в юбилей надо давать какую-то оценку, итоги поводить - так принято. Но это можно сделать в любой отрезок жизни. А вообще мы сами себе цену знаем и можем быть необъективны. Буду ждать, что народ скажет, а итоги оставим до следующего юбилея, их время еще впереди.
Лариса Малкова, PSKOV.AIF.TU: Алексей Алексеевич, тогда раскройте секреты, как оставаться в уважаемом возрасте таким бодрым, подтянутым, работоспособным? Знаю, вы продолжаете трудиться и водите автомобиль. Да вашей активности молодёжь позавидует!
- Свою жизнь я не проедал, а созидал. Обычно как говорят: люди в борьбе закаляются. А если посмотреть на пройденный этап, весь он состоит сплошь из борьбы. Спрашивают: вот если бы сначала начать, вы поменяли бы, может, что-нибудь? Я ответил: ничего менять не стал бы.
- Но вы же из бедной семьи, знали и голод, и холод...
- Все так жили, поэтому воспринималось как должное. Представьте, село Кулешовка Тамбовской области, более 500 домов. Все живут натуральным хозяйством. В начальную школу почти никто из детей не ходит. Как мой дед-скорняк говорил: иголка есть в руках - и так проживете. А я рвался в школу. Помню, как выпрашивал у матери 2 рубля на томик Пушкина, дней десять за ней ходил, мол, выгонят иначе из школы, в другой класс не переведут. Уроки приходилось в лесу делать, на пеньках. В нашей избе в 20 кв. метров жили не только дети и родители, но и корова с теленком, овца с ягненком, под родительской кроватью – кролики, да курица с цыплятами. Из мебели – четыре доски, крестиком сколоченные, три лавки и одна табуретка. Но, повторю, так жили все.
- Вы ушли на пенсию в начале 2000-х - и чем занялись?
- В конце декабря 2002 года решил уйти с ГРЭС, в это время оставаясь депутатом областного Собрания. Преемник сказал: не гоню, зачем уходить? Тогда, передав ему бразды правления, остался заместителем по капитальному строительству и внешним связям. Успел гостиницу построить и ДК. Люстру там видели? Моё изобретение, все ахают, как входят: тысяч сто, небось, стоит? На самом деле на 1800 рублей купили стекляшек, остальное доделали сами. Так вот, когда закончилось капитальное строительство, остались одни связи. Но какие могут быть связи? Делать вид, что я работаю? Быть почетным президентом? Это не в моём характере, не хотел людей обманывать, видимость создавать, что я такой полезный работник. Поэтому решил уйти, тем более что не хотел участвовать в приватизации.
Преодолимая сила
- Понимаю, решение непросто далось, и как вам тяжело было.
- Тяжело, потому что отказался от активной деятельности. Но я продолжал депутатство, не разрабатывал законы, а реально помогал избирателям. Помню, как дновское железнодорожное профтехучилище отапливалось дровами, находясь всего в 70 метрах от теплотрассы. На мой вопрос директор разводил руками, мол, не может пробить. А я пробил. Пошел к Емельяновой, в то время начальнику управления образования области: «Почему не поможете?» - «Проекта нет». А стоит этот документ 200 тысяч. Взял на себя эту миссию. С помощью коллектива станции сделали этот проект на общественных началах. Другой пример. Живёт в Дно семья Лукашиных с пятью детьми, 7 лет самой старшей. Зимуют на 14 квадратных метрах, нужен ремонт. Иду к главе района Красавину: «Знаешь такую семью?» - «Знаю. Помочь не могу, денег нет. А были бы - так что? Жильё-то частное». Халтурщики просят за работу 130 тысяч. Спасти семью помог работник станции Сергей Орлов, он и сделал ремонт. Надо было только найти 10 тысяч, чтобы за лес заплатить. Или вот еще: в начале 2000-х годов бились наши ребята, вернувшиеся из горячих точек, за свои невыплаченные «боевые». Один парень два года вел переписку со всеми инстанциями. Велел ему принести бумаги. Четыре месяца у меня ушло, чтобы добиться его же кровно заработанных денег. И таких солдат было немало. За четыре года депутатства примеров много. Все эти непреодолимые ситуации можно было преодолеть.
- А чего нельзя было преодолеть?
- За 52 года работы в энергетике у меня таких случаев, которые я отношу к «непреодолимой силе», было несколько десятков - это решения партии и правительства. Но даже там можно было найти исключение. Потому что любое решение, кто бы его ни вынес, допускает исключения. Но их надо добиться, доказать. 1980 год, Череповецкая ГРЭС, у нас уже все построено, все три блока введены, все социальные объекты, кроме Дома культуры - он на последнем этапе остался. И тут - Постановление партии: строительство зрелищных объектов не начинать, а там, где освоено меньше 30 процентов, законсервировать. Второй случай: Псковская ГРЭС.
28 мая 1996 года Рыжков, председатель правительства, принимает решение станцию законсервировать. И в том, и в другом случае обращаюсь к руководителям отрасли, партийным органам на уровне области: что делать? Мне доходчиво объясняют, что такие решения не обсуждают, их надо брать под козырёк. В 1983 году ДК в Череповце распахнул двери, и Псковская ГРЭС уже 23-й год работает - тепло и свет даёт народу. Нашёл я исключение? Казалось, меня эти решения партии освобождают от ответственности. Но я не мог сам себя освободить от этой ответственности. Я каждое новое назначение воспринимал как поручение. И как я его не выполню? Поэтому искал пути и выходы и добивался своего.
За все полвека могу назвать десятки подобных поручений - и ни одного не оставил невыполненным, даже те, которые сам себе ставил, такие как гостиница в Пионерном. Её в проекте нигде не было! Но ввели её в строй в 2001 году, когда уже никто ничего не строил, а только разрушал.
«Убеждений не меняю»
- То, как вы недавно отстаивали с жителями поселка районную больницу, тоже данное себе поручение?
- Не мог стоять в стороне, хотя, казалось бы, чего мне уже надо? Но позволить её закрыть? Эту больницу я выстрадал. Когда приехал сюда, дорог не было, гусеничный трактор тащил кирпичи. Не пройти: люди, кроме резиновых сапог, обуви не знали. Воды не было. Мне пришлось весь проект водоснабжения менять, дойти до ЦК. И это всё забыть и теперь закрывать социально важные объекты?
- Вы человек старой закалки, уверена, что убеждений своих не поменяли...
- Я обычный советский человек, который однажды вступил в партию и билет не выбрасывал. И считаю себя причастным к тому, что происходило. Не всё, что сегодня происходит в стране, мне по нраву.
- Сейчас занимаетесь общественной работой?
- Состою в общественном совете при администрации района, само собой - в Совете ветеранов. Помогаю отцу Владимиру церковь строить, материалы находить. Наклёвывается возможность получить кое-что по спортивной линии. Вот говорил я, что ничего бы менять не стал, - нет, мне бы годика 2-3 поработать, а лучше 5, тогда бы здесь и спортзал был, и бассейн, и церковь не такая, как строится, а кирпичная.
- С возрастом людей к земле тянет. Увлекаетесь огородничеством, выращиваете картошку?
- Я арбузы выращиваю: в прошлом году снял 64 штуки, всем знакомым раздавал. В саду яблони, сливы, груши, малина, клубника ранняя и поздняя. Её начинаю еще в мае снимать из теплицы.
- Возле гипермаркета, где сейчас директорствуете, много лип. Ваших рук дело?
- Моих. Все 60 штук!