«Ни фонаря, ни тротуара, ни асфальта, ни автобуса». Слабунова напомнила Парфенчикову, почему районы Карелии живут в нищете и у них ни на что нет денег
Депутат Заксобрания Карелии от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова вступила в полемику с главой республики Артуром Парфенчиковым на заседании регионального парламента 23 января.
Губернатору не понравилось замечание Слабуновой, обращенное к новому министру финансов Карелии Александру Климочкину, которого депутаты в этот день утверждали в должности, о том, что бюджеты районов из-за безденежья не решают важнейшие вопросы для граждан и поэтому им необходимо оказываться финансовую помощь. Зацепившись за эти слова, Артур Парфенчиков заявил, что поддержка районов должна соответствовать выполнению с их стороны неких обязательств:
— Когда мы помогаем муниципалитетам, они берут в ответ на себя обязательства, которые надо выполнять… Здесь должно быть гармоничное встречное движение, если ты получил средства и взял обязательства по вопросам, которые связаны с некой эффективностью использования этих средств, — считает Парфенчиков.
Что конкретно подразумевается под «обязательствами» и «эффективностью», губернатор не стал расшифровывать, но прозрачно намекнул, что финансовый кнут применяется, в частности, к тем муниципалитетам, которые до сих пор не отказались от двухуровневой системы муниципальных органов власти, когда существуют районная администрация, а также администрации поселений с избираемыми в них главами.
Правительство Карелии, включая Парфенчикова, давно принуждает районы перейти к одноуровневой системе, при которой ликвидируются администрации поселений и создаются муниципальные округа с одной общей администрацией и назначаемым руководителем. «Здесь проблема зарыта во многом», — признал глава Карелии, почему одним районам дают больше денег, чем другим, используя финансы как рычаг для давления.
Однако требование перейти к одноуровневой системе, или «обязательство», как называет его Артур Парфенчиков, судя по всему, вызывает неприятие как у части районных чиновников, так и еще большее у местного населения, которое лишают права избирать поселковую власть и возможности иметь прямой доступ к ней. Ведь каждый день со своими проблемами в райцентр в окружную мэрию не наездишься, особенно если вспомнить состояние районных дорог и отсутствие транспорта.
В ответ на обвинение районов в том, что они едва ли не сидят на шее правительства Карелии и к тому же не исполняют своих обязательств, Эмилия Слабунова привела данные налоговой службы о том, какие налоги платят некоторые муниципалитеты в республике и как затем они изымаются в пользу вышестоящих бюджетов, чтобы вернуться субвенциями тем, кому захотят помочь региональные власти.
— Я специально взяла данные налоговой службы за 2022 год (самых свежих еще нет — прим. ред.)… На территории Петрозаводска было собрано налогов во все уровни бюджетной системы 23 млрд 127 млн рублей. При этом в местном бюджете было оставлено 2 млрд 170 млн рублей. Это меньше 10%... Кондопожское городское поселение в тот же период — 1 млрд 693 млн рублей, в местный бюджет — 294 млн рублей... Ладно Кондопога, но посмотрите на Пудож, городское поселение — 291 млн 831 тыс. рублей. Сколько осталось в местном бюджете? 74 миллиона, — констатировала Слабунова.
Парламентарий уверена, что после этого говорить с районами о невыполнении навязанных «обязательств» неправильно и неуважительно. Потому что за счет труда жителей всех муниципальных образований Карелии формируются значительные налоговые поступления, которые из-за существующей налоговой политики изымаются в республиканский бюджет.
— Вопрос не только в том, чтобы требовать с муниципалитетов действовать по правилам, которые сверху им спускаются и они их должны под козырек выполнять, — резюмировала Слабунова, — но и в том, что в основании это всё не очень справедливо заложено. И поэтому другие меры поддержки должны быть [районам] и другое отношение. А то люди пашут-пашут, а им ни фонаря у дороги, ни тротуара, ни асфальта на эту дорогу, ни автобуса даже хотя бы раз в полчаса.